Культура графики в России

Петр I после своей известной поездки в Европу очень ясно осознал, что Россия выглядит достаточно блекло на мировой арене. Его стремление изменить окружающую обстановку было понятно и логично. Кроме одного но, его реформы во многом порушили наработанные годами обычаи и правила. Уже при Петре русский алфавит потерял достаточно много из своего очарования.

Получилось или нет изменить его в лучшую, “европейскую” сторону? Это сложно сказать до сих пор. Сегодня, в веке XXI некоторые специалисты считают, что знаковые формы оскуднели, застоялись. Возможно, им не помешала бы хорошая встряска. Но трогать русский язык многие боятся. И это не спроста. Ведь он сам по себе неплохо развивается, обрастая новыми формами, правилами и явлениями.

Культура графики в России нуждается в обновлении, это точно. Нужна культура книжной обложки, верстки, кириллического шрифта. Нам нужно почти с нуля все то, чего у нас нет. Мы до сих пор по сути не знаем, что такое оформление вывески или фасада здания с учетом национальных традиций. Все, что есть – пара западных разработок кем-то сделанных за рубежом. Мало чего есть, кроме феноменально интересных возможностей, которые скрываются за тем, чем по сути нет. Наверное, по этой причине русская культура дизайна вторична на мировой арене. Россия хочет заявить о себе в этом плане. Она хочет нравится, и хочет, чтобы ее заметили. Но говорить при этом приходиться при помощи международных инструментов, пытаясь попутно выработать свои.

Конструктивизм в графике действительно интересное явление. Он запомнился многим творениями Родченко и Лисицкого. Это прежде всего, интересные ракурсные фотографии и особенные коллажи. Именно эти приемы во всем мире считаются русским стилем. И отсюда было бы неплохо начать работу по становлению именно российского дизайна. Если в стране появятся серьезные работы по этому вопросу, свои музеи и лекции… Может быть, что-то в этом смысле начнет двигаться.

В России пока достаточно слабая собственная производственная база. И как следствие, слабая связь производства и дизайна. В советское время все было намного проще. И работы конструктивистов тиражировали именно благодаря тесной связи с идеологией, масштабной промышленностью. Посему вполне логично говорить о том, что никакого русского дизайна сейчас нет. Тут, как и в модельном бизнесе, лишь по пальцам пересчитать некоторых главных игроков на рынке. Все остальные приходят и уходят чересчур быстро, чтобы их кто-то заметил.


Комментарии:

Добавить комментарий