ниндзя, рисунок, под водой

О ниндзя из провинции Ига

Феномен ниндзя по праву можно назвать одним из самых долгоживущих. Ниндзя приписывают дурную репутацию даже в наши дни. Они появились в период распрей между правителями древней Японии, и стали легендой, частью культуры этой страны. Устанавливающие свои правила, вызывающие страх… Их называют воинами тьмы. Они сами похожи на тени, и недаром они заслужили свою славу лучших шпионов и диверсантов своей эпохи. Отсутствие эмоций и привычных человеку чувств уже в те дни вызывало в людях трепет и чудовищный страх. Такое незатейливое изобретение японских мастеров, как соломенные коврики, появились именно тогда. Для того, чтобы в момент проникновения ниндзя в дом коврик хрустнул и разбудил хозяина.

Ниндзя были настолько свободолюбивы и бесстрашны, что позволяли себе бросить вызов даже регулярной армии. По сути это были наиболее эффективные отряды специального назначения по всей Восточной Азии. Сегодня развитие цивилизации внесло свои коррективы. Явление “ниндзя” активно используется поп-культурой, безошибочно поражая сердца и кошельки потребителей. В XXI веке образ бесстрашного японского ниндзя часто используется как в фильмах, так и в комиксах. Полная тайн, жизнь этих темных воинов ночи до сих пор вызывает интерес массы исследователей. Избалованный и ленивый цивилизованный человек не сразу готов поверить в то, что эти невероятные воины действительно существовали в том виде, в каком их изображают.

ниндзя, удар, япония, Ига

Интересно, что в Японии о ниндзя мнения очень противоречивы. При этом достаточно многие люди считают ниндзя ворами и убийцами. Это мнение порой заставляет скрывать японцев корни своего происхождения. Если предки принадлежали к учению “ниндзюцу”, то это обычно скрывают. Реально существующий в Японии сегодня мастер ниндзя Чиничи Каваками не согласен в такими мифами. Но вместе с этим он готов признать, что среди множества кланов попадали и подлецы, и предатели, и недостойные звания ниндзя люди. Не смотря на достаточно коварные порой способы ведения войны, большая часть ниндзя придерживалась своего личного кодекса чести. Свидетельством тому может служить история великого ниндзя Тамбы Момоти. Еще при жизни он стал легендой, оставив после себя массу свидетельств, летописей и исторических документов. Вместе с его именем провинция Ига обрела бессмертие.

С самого детства Момоти был подвергнут жестоким тренировкам. Которые впоследствии выковали из его тела и характера настоящего воина. Одного из лучших в своем семейном клане. Сегодня это может быть невероятным, но уже в двенадцать лет мальчику поручались первые задания. Связанные в основном со сбором сведений, шпионажем. Первые стычки с самураями и бандитами навели мальчика на мысль об ответственности за свои поступки. Он уже тогда понял, что корректируя свое поведение определенным образом, он может избежать ненужных смертей и убийств. Такие чувства, как страх или сомнения, необходимо было держать под контролем постоянно.

Япония, бусидо, нобунага, сегун

В 1560 году последний действующий сёгун Японии, а также её главный полководец стал слаб. Страна, по сути никем не контролируемая, пала жертвой анархии и гражданских войн. Обычным делом тех дней были кратковременные и кровопролитные войны между местечковыми вождями разных провинций. Которые то заключали между собой союзы, то объявляли друг друга врагами до гроба. Каждый из них втайне хотел стать новым сёгуном. Но для этого надо было победить всех претендентов. Предпосылки для расцвета феномена “ниндзя” на просторах Японии были самыми благоприятными. Обычный самурай был как цепями, скован кодексом Бусидо и правилами поведения. Войска одного князя выстраивались в боевом порядке напротив войск другого и начиналась “честная” всем понятная резня. Кто уцелел, то и получал звание лучшего из лучших. Очень скоро стало понятно, что масштабные войны таким образом не выиграть. Нужна была дипломатия, нужны были инструменты, бьющие коварно и хитро. Лучшие выигранные войны в этом смысле те, которые не дошли до поля битвы вовсе. Вот почему именно в этот период ниндзя были востребованы как никогда. Крадущиеся в ночи, обмотанные в черную ткань, бесшумные. Собирающие сведения, проникающие в закрытые охраняемые помещения,   совершающие поджоги и заказные убийства.

С точки зрения нравственности можно сказать, что кодекс поведения ниндзя был полностью противопоставлен кодексу самурая из регулярных войск. Они были настолько разными, насколько возможно. Приметный, всем видимый, неуклюжий и увешанный тяжелым вооружением самурай. И против него – легкий, быстрый и незаметный никому смертоносный ниндзя. Услуги профессиональных кланов ниндзя были не из дешевых. Поэтому если кто и прибегал к этому, то это были крупные генералы, политики или князья. Основная задача ниндзя заключалась не в том, чтобы вступить в открытый бой. Их преимущество всегда было в коварстве, внезапности и использовании запрещенных для обычного самурая методов. Любой самурай, публично обвиненный в применении техник ниндзя, коварстве и подлости, мог потерять лицо. Как следствие – сэппуку или изгнание. А потому даже заключившие контракт с кланом ниндзя князья сохраняли полную секретность.

ниндзя, япония, оружие, ночь

Согласно “Бусидо”, кодексу поведения, который охватывает всю жизнь самурая, война это удел достойных друг друга противников. Часто самурай, полагающий недостойным того или иного человека, просто избивал его мечом, не вынимая его из ножен. Высшая форма унижения – поручить этот процесс своему оруженосцу, слуге. Как именно живет самурай, с каким чувством он наносит удар, как относится в этот момент к своему врагу – все изложено в “Бусидо”. Нанести удар в спину, убить врага спящим или нанести удар в тот момент, когда враг не обнажил меча – все это бесчестно и не достойно самурая. И все эти заповеди разумеется, не соблюдались “ниндзя”. У которых все было намного проще. Заказчик, который им заплатил, получал результат любыми средствами. И даже в этом случае надо заметить, что в зависимости от той или иной провинции Японии кодекс правил ниндзя мог быть разным. Назвать ниндзя беспринципными подонками было бы неправильно. У них по сей день существует определенный свод законов.

Люди и планета Земля: XXI век

Грозит ли вымирание языкам планеты?

Такая жаркая Арктика?

война, ниндзя, Япония, рисунки

Провинция Ига в этом плане была, можно сказать, одной из самых известных. Искусство “ниндзюцу” изучалось здесь не только мужчинами, но даже женщинами. А базовые приемы самообороны и ведения боевых действий порой известны были даже людям, вовсе не причастным к кланам. Само географическое положение способствовало характеру людей этой местности. Исторически защищенная со всех сторон горами, Ига стала прибежищем для всех, кто хотел тут укрыться. Основной процент жителей тут составляли авантюристы, независимые и сильные люди, которые не желали никому подчиняться. Даже форма правления в этой провинции была более демократической, чем в некоторых современных странах. Свод общих правил соблюдался беспрекословно, а все значимые решения принимались на сборе совета старейшин после обсуждения. Здесь действовал настоящий гармоничный закон существования людей в социуме. И в случае чего все семьи должны были помогать друг другу перед лицом общей угрозы.

ниндзя, рисунок, япония, древняя

Как утверждает реально живущий в Японии магистр ниндзя Каваками, знания техники и законов “ниндзюцу” в полной мере невозможно получить только из рукописных источников. Значительная, и самая важная часть знаний должна передаваться только в устной форме. То есть – от наставника к строго избранному ученику. По этой причине те немногие живущие сейчас потомки древних кланов поставлены перед угрозой вымирания древних знаний “ниндзюцу”. Знакомые с этой темой люди говорят, что истинный смысл “ниндзюцу” не в боевых искусствах и приемах. Это целая философия побеждать и выйти победителем из военных действий. Учение о том, как можно добиться своей цели. В ход идет все, начиная от специальных приспособлений и заканчивая стратегическим мышлением, познаниями в психологии, химии и прочих науках. Кроме того, сама концепция ниндзя подразумевает исключение открытых боевых действий. Ниндзя прежде всего тот, в чьем существовании сомневаются. Поэтому он должен хранить свое имя втайне и оставаться в тени.

Уникальные боевые техники ниндзя таким образом являют собой лишь часть общей концепции. Мастер Каваками по сей день обучает некоторых учеников основам техники ниндзя. И начинают они именно с методик лазанья, получая навыки боя с применением холодного оружия разных типов. Уже сейчас очевидно, насколько разное воспитание получали дети в семье самурая и дети семьи ниндзя. Можно говорить уверенно, что ниндзя росли более практичными, более широко образованными и менее эмоциональными. Одна из редких наук, которой невозможно было обучиться в те дни – искусство маскировки. Ребенок ниндзя учился этому непрерывно, становясь непревзойденным актером к зрелым годам. Притворство и лицемерие было таким же мощным оружием в их арсенале, как меч или стрелы. Для некоторых миссий ниндзя могли переодеться в бродячего монаха, больного старика или женщину. И даже при тесном контакте стража или цель не смогли бы ничего заподозрить.

самурай, рисунок

Мобильность ниндзя всегда подразумевает легкость снаряжения. Потому одной из задач всегда было облегчение ноши за счет отказа от некоторых вещей. В частности – продуктов. Еда в привычном виде заменялась специальными смесями, на которых ниндзя мог существовать дни, и даже недели. Такая пища могла бы заинтересовать специалистов космонавтики. Она была очень калорийна, хорошо насыщала и давала прилив сил. Вместе с этим некоторые смеси такого типа имели целебный эффект. Взрослый ниндзя провинции Ига имел огромный запас знаний о травах и их влиянии на организм. Из подручных средств такой человек мог собрать за полчаса лекарство или смертельный яд.  Ниндзя обязан был заботиться о своем здоровье и беречь себя для миссий. Потому их рацион некоторым современным людям может показаться очень аскетичным и даже отвратительным. Основная еда ниндзя – тофу, овощи и орехи. Важно было то, чтобы после еды отсутствовал характерный запах. По которому можно было бы вычислить во время задания. По этой причине продукты с сильным запахом исключались, как и то, что может вызвать расстройство желудка. По той же причине ниндзя должен был заботиться о своей гигиене. Сильный запах от тела даже ночью мог бы привлечь внимание противника.

Историки утверждают, что прототипами ниндзя и их прародителями был некие секретные китайские организации. Которые в давние времена поселились на территории провинции Ига. Прочие полагают, что ниндзя возникли на основе знаний ордена монахов “ямабуси”. Полная изоляция этих монахов от внешнего мира и их особые качества стали причиной множества легенд на эту тему. Говорили даже, что некоторые представители их ордена умеют летать. Надо заметить, что представители воинов-монахов действительно обитали в провинции Ига. Их привлекало в ней отсутствие суеты, малое количество людей и удобные для укрытий горы. В которых монахи могли годами практиковать свои занятия, в том числе в боевых искусствах. Также, как и представители школы “Шаолинь”, монахи-ямабуси достигли больших высот в управлении своим телом. Их заслуги как непревзойденных воинов известны в Японии и сегодня. Некоторые же обычные для монахов вещи не в силах повторить даже хорошо тренированные спортсмены.  Среди таких бытовых вещей – многочасовая медитация под ледяными струями горного водопада. Именно ямабуси называют учителями кланов ниндзя из провинции Ига. Особенно мощный паст знаний был передан в области медицины и тренировок в боевых искусствах.

Основной задачей любого ниндзя всегда было достижение хорошей физической формы. Здоровое, выносливое и закаленное тело в первую очередь гарантировало выполнение заданий и успешную жизнь. Этап укрепления тела всегда происходил достаточно болезненно, и всегда относился к одному из самых сложных.  Детей начинали тренировать с самых ранних лет. Только это гарантировало стопроцентный эффект от тренировок к зрелому возрасту. Суставы достигали нужной гибкости, прочности. А мышцы позволяли, не выделяясь в толпе, достигать высоких результатов. При этом некоторые части тела не набивали, сохраняя их чувствительность. Это касалось, например, внутренней стороны ладони. Считалось, что это помогает ориентироваться в темноте при помощи органов осязания.  Финалом всех тренировок будущего ниндзя почти всегда был экзамен на шестое чувство. Обычные органы чувств к тому времени превосходили стандартные человеческие показатели в пять-шесть раз. Ниндзя видели в темноте, как днем. Слышали, как кошки, и могли почувствовать опасность неосознанно. Как развить в себе шестое чувство? Это достаточно непросто, но выполнимо. Вы можете как ниндзя, тренировать в себе этот навык годами. Хорошо помогает медитация на горящей свече в темном помещении. Через некоторое время вы начнете слышать даже самые отдаленные звуки. После вы можете попробовать концентрацию на одном тихом звуке в полной тишине. В практике “ниндзюцу” часто применяется один способ. Когда воин сидит спиной к источнику звука, а его помощник время от времени роняет небольшую иголку на плоский камень. Через некоторое время в сознании появляется ощущение, что вы начинаете видеть происходящее затылком. А иногда можете даже предугадать, когда именно иголка упадет.

Отсюда возникли все слухи о мистических свойствах ниндзя. Ведь это люди, которые с молодых лет тренировали свое внимание, силу и выдержку. Которые учились держать свои эмоции под полным контролем. Обывателю одного этого хватило бы, чтобы испытать потрясение от обычного контакта с таким человеком. Что уж говорить о жертвах нападений ниндзя под покровом ночной темноты! Шок, ужас, панический страх, бегство, полное ощущение беспомощности перед лицом смертоносной тени. Так рождались легенды о ниндзя, которые превратили сказки и мифы о себе в мощное оружие. Нередко какому-нибудь несговорчивому японскому генералу или политику достаточно было намекнуть, что ниндзя ищут его жизни, как тут же вопрос решался в нужную сторону.

К тому времени, как Тамба из провинции Ига повзрослел, Япония уже успела измениться. Уже будучи мастером ниндзюцу, он стал свидетелем изменений в политической жизни страны. Ода Нобунага стал делать успехи в объединении Японии в одно целое. Его великая армия шла из провинции в провинцию, покоряя всех. Совершенно очевидно, что приход войск в Игу был вопросом времени. Диктатор не потерпит у себя под боком вольную и никому не подчиненную область, скрытую в горах. Правитель прекрасно знал, на кого он собирается напасть. Потому прежде всего было решено отстроить укрепленный замок у границы с Ига. Чтобы у регулярной армии была основная база для атак. Тем временем Ода Нобукацу полон желания доказать свою решимость перед лицом отца и планирует вторжение.

самураи, войско, рисунок

Что касается жителей Ига, то они не стали дожидаться атаки. Непрерывно посылая шпионов и разведчиков, они стали собирать информацию о крепости на границе. Сколько в ней защитников, какой гарнизон размещен в ней, и какие в ней есть слабые стороны и изъяны. Под видом проституток, крестьян и странствующих монахов бойцы провинции Ига постепенно копили данные для атаки. В отличии от самураев, готовящихся к нападению, ниндзя не испытывали страха и не сомневались. Возможно, во всей истории Японии это был единственный случай, когда скрытные ниндзя решились на прямую атаку замка. Предводитель нападающих – Тамба планировал успех операции много дней. По его замыслу небольшой отряд профессиональных ниндзя должен был очень быстро преодолеть все преграды на пути и укрыться внутри замка для главной диверсии. В укреплениях знали о повышенном внимании жителей Ига и предусмотрели защиту от ниндзя в структуре замка. Первой линией защиты были скрытые в листве леса вокруг укреплений самураи. Которые держали друг друга под наблюдением и специальным образом перестукивались. Таким образом один из них мог незаметно подать сигнал всей армии, что обнаружен враг. Ниндзя очень легко преодолели это препятствие. Нейтрализовав спрятавшихся стражников, они заменили их на своих воинов, которые также подавали сигналы, не вызывая подозрений. Вторая линия защиты – довольно широкая полоса земли, покрытая гравием. По всему периметру она освещалась специальными кострами, так что совершенно невозможно было пересечь её бесшумно и незаметно. Для успеха пересечения этого участка необходимо было отвлечь охрану замка на его стенах. Отряды ниндзя спровоцировали шум и панику внутри крепости, имитируя поджоги и нападения в других местах периметра. После этого нападавшим необходимо было пересечь ров, наполненный водой. Крайне важно при этом остаться сухим, чтобы не оставлять повсюду влажных следов. С этой задачей люди Тамбы также смогли справиться. В то время, как стража ожидает нападения на замок с противоположной стороны, ниндзя без помех поднимаются по внешней стене.

На основные маневры по проникновению внутрь замка уходит несколько часов. Поскольку самураи обеспокоены, ниндзя замирают в укрытиях, ожидая пока все успокоится. Мало кто знает, что у ниндзя была своя собственная манера перемещения по ночным комнатам. Чтобы ничего не скрипнуло и не выдало присутствия лазутчика, ниндзя пригибались к полу и ставили ноги на собственные руки по время ходьбы. Во рту при этом часто зажимали кусочек бумаги или дерева, чтобы потоки воздуха от дыхания рассеивались и не выдавали присутствия.  После того, как в замке все успокоилось, Тамба убивает командующего обороной самураев и дает знак своим к началу масштабной атаки. В это же время взрывают складированный порох. Таким образом крепость, отстроенная для захвата провинции Ига, была разрушена отрядами ниндзя.  Ода Нобукацу был в ярости, но ничего не мог с этим поделать.

шипы, колючки, ниндзя

Чтобы удовлетворить свою жажду мести, Нобукацу через год направляется в Ига сам, во главе огромного войска. Более восьми тысяч солдат должны отмыть кровью его позор с разрушенной крепостью. Он сделал это втайне от своего отца. Не смотря на то, что воинов в Ига очевидно было меньше, чем атакующих, это ни о чем не говорило. Ведь ниндзя были у себя дома. Они прекрасно знали эти места. А потому встретили самураев храбро.  По лесам и полям были разбросаны многочисленные засады и ловушки. Даже реки Ига таили в себе опасность для пришедшего войска. Местные всегда знали, где именно находятся самураи. Ночные неожиданные атаки, а также стрелы, вылетавшие время от времени из листвы деревьев здорово проредили полки атакующих. Армия Нобукацу еще даже не встретила противника, а уже несла огромные потери от невидимых врагов. Уже тогда ниндзя начали использовать в своем арсенале первые прототипы диверсионных бомб. Пара глиняных плошек с тонкими стенками наполнялась порохом, металлическими шипами, иглами. Сверху подводился фитиль, через отверстие соединяющийся с основным зарядом. Далее плошки просто оборачивались бумагой и замазывались глиной по швам. В зависимости от целей ниндзя такие бомбы могли быть осколочными или создающими дымовую завесу.

Когда жителям Ига наскучило изводить армию Нобукацу, они пустились на хитрый трюк. После долгого тяжелого и полного потерь дня измотанные самураи вдруг увидели на холмах тысячи горящих факелов. Зрелище сопровождалось отдаленными ужасными и угрожающими криками множества голосов из леса. Было слышно бряцанье оружия и подобное. Решив, что именно сейчас их атакует огромная толпа ниндзя, самураи пустились в бегство. По факту же факелы были привязаны к деревьям, но вымотанная постоянным страхом психика предводителей армии Нобукацу оставила в стороне этот факт. Дополнив картинку своего ужаса новыми ужасающими подробностями, которые дорисовала их же собственная фантазия. Ода Нобукацу после такого чудовищного унижения был подавлен, как никогда. Во время ночного бегства через леса Ига он потерял немало хороших бойцов и даже любимца его отца, генерала. Скрыть свой позор от семьи было невозможно, и уже сам Ода Нобунага обратил свое внимание на дерзкую провинцию Ига. Ей уже давно следовало заняться. По сути, все земли вокруг этого крошечного клочка земли уже давно покорились новому сёгуну. Но только не Ига, молчаливо угрожающая из ночи новыми кошмарами.

ниндзя, рисунок, под водой

В 1851 году началась вторая боевая операция, ставившая целью покорение провинции Ига. Оскорбленный унижением своего рода Нобунага посылает не просто армию, он окружает провинцию со всех сторон огромными полчищами самураев. Это уже более пятидесяти тысяч солдат регулярной армии Нобунаги. По преданиям, Тамба Мамоти в этой ситуации был настолько обеспокоен, что не мог принять решение самостоятельно. И он обратился к богам за помощью и советом. Обряд предсказания заставил его принять историческое решение остаться и дать бой армиям Нобунаги. Многие исследователи считают, что именно в этот момент провинция Ига совершила ошибку. Кодекс ниндзя по сути был нарушен в тот самый момент. Ведь сам по себе ниндзя – тот, кто избегает отрытого боя, действуя скрытно и вдумчиво, добиваясь цели. Несмотря на то, что совет старейшин Ига объявил полную мобилизацию, судьба очевидно была предрешена. Нобунага не оставит их в покое, пойдет до конца. У Тамбы и других был шанс решить все дипломатическим путем, через посыльных и подставных лиц договорившись с новым сегуном о разделе сфер влияния. Но ниндзя Ига приняли решение дать бой. Привлечены были все, и женщины, и дети, и старики.

Во время второй войны с Ига эта провинция превратилась в кишащую засадами и западнями смертельную  ловушку. Каждая невзрачная лачуга здесь таила ужас и смерть, а каждый шаг по обычной траве мог стать последним для самурая. В те дни арсенал ниндзя был широк, как никогда. Начиная от сотен видов холодного оружия, заканчивая нервно-паралитическим газом и ядами. Никто не смог бы сказать наверняка, чем закончилась бы эта война. Но бывшие прежде друзьями Ига, ниндзя из провинции Кога решили закончить этот конфликт. Перейдя на сторону атакующих, Кога обеспечили атакующую армию Нобунаги всеми необходимыми данными для успешной войны. Карты, сведения о тайниках и засадах, западнях. Все, что могло бы быть эффективным оружием в борьбе, стало известно заранее атакующим. Ошибка Тамбы и других воинственных ниндзя не вызывала одобрения у многих из Ига. Потому предатели появились даже среди местных ниндзя. Они также перешли на сторону самураев Нобукацу и Нобунаги. Имея и без того численный перевес, самураи получили преимущество даже в информации. После этого у провинции Ига уже не было шансов.

Замок Касивабара был последним оплотом ниндзя в этой войне. Провинция пала достаточно быстро, оставалось только взять крепость. Многие историки считают, что сама по себе битва при Касивабара уже абсурд с точки зрения философии ниндзя. Для местного клана было бы логичным просто раствориться где-нибудь в многочисленных провинциях Японии, слившись с местным населением. Так и сделали только некоторые выжившие в итоге. Из местных жителей остались и те, кто решил остаться в провинции, потеряв нажитое за годы. Не смотря на то, что крепость простояла больше месяца, у осажденных уже не было шансов. В один из дней осады Тамба решается на дерзкую вылазку. При помощи взрывчатых веществ он на глазах у всего войска убивает генерала армии наступающих. Но это уже не спасает ситуацию. Вторая война против Ига войдет в историю Японии как самое крупное поражение ниндзя. После того, как крепость пала, самураи убили всех, кого нашли среди раненных и обожжённых. Разобравшись с крепостью, Нобунага провел масштабную серию наказаний и казней среди жителей Ига. По легендам даже реки покраснели от количества пролитой крови. Количество единовременно казненных порой доходило до нескольких сотен в день.

Надо заметить, что на пепелище и руинах крепости Касивабара так и не были найдены трупы предводителей ниндзя. Жив ли остался Тамба Мамоти, гадают до сих пор. Среди исследователей есть и те, кто убежден – возглавлявшие сопротивление ниндзя остались живы и спокойно прожили до старости под чужими именами в других местах. Зная мастерство маскировки обычного ниндзя, не трудно предположить такое. Они могли переодеться обычными солдатами и раствориться во тьме. Под крепостью Касивабара были специальные подземные ходы, которые могли позволить такое.

Сегодня нет до сих пор однозначного толкования, кто же все-таки такие ниндзя. Считать ли их бесчестными подлецами и убийцами? Или же это просто люди чести, которые готовы на многое ради выполнения своей миссии? Сложно сказать наверняка. Вполне возможно, что среди многочисленных кланов ниндзя были и те, и другие. Их холодная рассудительность и отсутствие выраженных эмоций широко известны до сих пор. Обман, к которому любят прибегать для решения своих задач ниндзя – до сих пор внушает трепет. Один древний текст указывает нам, кто такой настоящий ниндзя. Это человек, не имеющий запаха. Он никогда не называет свое имя. Более того, он заставляет думать окружающих о том, существовал ли он когда-нибудь. Это призрак, который появляется внезапно, а исчезает непонятно куда и совершенно неуловимо.


Комментарии:

О ниндзя из провинции Ига: 3 комментария

Добавить комментарий