АНАТОЛИЙ ВАССЕРМАН О ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ МАЛЕВИЧА

Вот в такой одежде я хожу обычно по осеннему Оренбургу

Это, пожалуй, одна из самых известных картин начала XX века, вызывающая постоянное удивление. Что в ней собственно есть такого, за что её ценят? Строго говоря, Черный квадрат – это не квадрат и не черный. Малевич использовал при его рисовании смесь самых разных красок, но чёрного там нет. Там просто наложено друг на друга множество самых разных оттёнков, которые в сумме поглощают весь падающий свет. Это не квадрат, в частности по авторскому замыслу картину надлежит вешать самой широкой стороной наверх. Не один раз на выставках это путали, и вешали наверх самой узкой стороной. Но даже если отбросить все эти технические нюансы, всё равно остаётся непонятным, что такого в этой картине и зачем Малевич вообще это нарисовал. Да ещё потом сделал несколько авторских копий. То есть, очевидно что уже при его жизни эта работа пользовалась немалым спросом.

А дело здесь, на мой взгляд в том, что Черный Квадрат это своеобразный символ завершения очень интересного направления поисков в живописи. На протяжении многих тысячелетий начиная с первых пещерных росписей люди постепенно учились отображать окружающий их мир на плоскости как можно ближе к оригиналу так, чтобы его можно было легче опознать. Успехи в этом направлении были достигнуты преизрядные. Например, до наших дней дошла легенда о двух великих греческих художниках, Зевксисе и Паррисие. Зевксис ухитрился нарисовать виноград настолько реалистично, что прилетело несколько птиц и попытались клевать нарисованные ягоды. Вскоре после этого Паррисий пригласил Зевксиса к себе домой. Тот пришел, обнаружил, что хозяин куда-то отлучился, но на видном месте висит картина, задёрнутая тонкой кисеёй. Он попытался эту кисею отодвинуть, и обнаружил, что на самом деле кисея нарисована поверх картины. Зевксис признал себя побеждённым. Мол я сумел обмануть только глупых птиц, а ты сумел обмануть такого первоклассного профессионала, как я. Строго говоря и после этих художников были немалые достижения в живописи, например, открытие геометрических перспектив, прямой и обратной. Это уже существенно более поздняя эпоха. Кстати, в обратной перспективе нарисована знаменитая Троица Рублева. То есть как бы с точки зрения Бога, стоящего позади иконы и глядящего на человека перед иконой. Прямая перспектива вообще известна ещё из школьного курса живописи нам всем. Это перспектива, изображающая схождение параллельных линий в бесконечность.

Словом, где-то к середине XIX века было достигнуто мастерство, позволяющее очень точно и очень узнаваемо отобразить всё, что угодно. И даже вещи вроде занавески Паррисия уже рисовались многими сотнями художников. Но тут появился фотоаппарат. И взял задачу точного отображения окружающей действительности на себя. При всём желании геометрию окружающего пространства художник не может отобразить точнее фотоаппарата. А раз так, спрашивается – зачем человеку вообще соревноваться с машиной?

И художники начали поиск других путей. Начали отображать не столько саму окружающую действительность, сколько какие-то свои представления о ней. Впечатления… откуда появилась целая школа под названием импрессионисты. Тут и выражение своих внутренних чувств, возникающих при взгляде на тот или иной предмет. Экспрессия, откуда и название школы экспрессионистов. Кроме того, начались и чисто формальные эксперименты. Например, не отображать предмет  в точности таким, какой он есть, а искать те простейшие геометрические формы, из которых он составлен. Это направление получило название кубизм. Самый известный его представитель – Пабло Пикассо. Было и множество иных формальных изысков.

Сам Малевич тоже очень много и разнообразно экспериментировал, искал свои способы самовыражения, свои способы внушения зрителю тех или иных чувств и представлений. И, в конце концов, после множества экспериментов такого рода он смог спрогнозировать какова конечная точка выбранного им маршрута. А поскольку шли по этому маршруту очень многие талантливые художники, то Малевич решил всех их предостеречь. Он изобразил тот самый Черный Квадрат как конечную точку громадного и очень активно тогда развивавшегося живописного направления. Надо заметить, что предостережение возымело немалое действие. В частности, Пабло Пикассо вскоре перешел от кубизма к несколько иным формам живописи, тоже сильно геометризованной, но, по крайней мере, уже ориентированной не на простые геометрические формы, а на столь же простые, но естественные. Плавные кривые, которыми изображена его знаменитая “Голубка”, символ всемирного движения за мир, и многое другое.

Естественно, художники работают не только для себя, но и для ценителей живописи. Многие ценители тоже очень внимательно следили за этими направлениями поисков и тоже быстро поняли, что именно хочет сказать Малевич столь странным изображением. Соответственно, Черный Квадрат пользуется неизменным спросом именно у тех ценителей, которые знают или хотя бы ощущают не только внутренний смысл каждого отдельного произведения, но и всю историю живописи в целом. Если не ошибаюсь, Карл Генрихович Маркс говорил, что в цену каждого хорошего произведения искусства входит и оплата многих тысяч плохих произведений, которые все равно кому-то приходится написать, чтобы накопленный опыт породил одно хорошее.

Черный Квадрат Малевича это крайнее выражение именно этой идеи Маркса. Он вобрал в себя колоссальный опыт многих тысяч других картин.

Нечто похожее пытался сделать человек, на которого теперь надо поставить ссылку. Предыдущая неудачная попытка оформить текст рассказа Вассермана выложена вот тут.