Deadman

Фильм “Мертвец” Джима Джармуша всегда был и будет для меня чем-то большим, чем просто кино. Это искусство в чистом виде, потому что данный фильм сделан не с целью сшибить денег на жующих попкорн потребителях. Это кино не для всех, и даже сейчас это можно видеть в Интернете. Найти этот фильм достаточно сложно, несмотря на то, что Джонни Депп сыграл в нем блестяще и вроде бы слава неизбежна. Эту картину ждет постепенное забвение на рынке кинематографа, но как искусство она явно обречена на бессмертие. Точно также как в мире литературы не признанный при жизни роман Булгакова “Мастер и Маргарита” лежал на полке и пылился.

Несмотря на то, что фильм снят без спецэффектов, навороченной пленки и дорогостоящих актеров, Джармуш не уложился в бюджет, и им с Джонни Деппом пришлось добавить своих сбережений, чтобы картина все-таки вышла на экран. Почему он это сделал – для меня лично ясно. “Мертвец” среди тысяч однотипных голливудских картин был наверняка чем-то вроде отдушины, возможностью сыграть настоящую, а не декоративную роль. Не какого-нибудь пафосного злодея из комиксов, не героя-любовника, а настоящего человека, с чувствами и собственным внутренним стержнем. Для Деппа наверняка это было возможностью создать свой образ героя. Возможность показать, что происходит с человеком, если из его жизни исчезает все наносное, вымученное, “цивилизованное”. В картине плотно переплетаются две судьбы культовых поэтов тех лет, которые отображены по сюжету. Первый, это безусловно, Уильям Блейк, иллюстрации которого словно сошли с его книг и стали видеорядом фильма. Фильм напичкан его цитатами, словно зрителю пытаются указать на его ум, на то, что даже посмотрев сто раз эту картину понять все просто невозможно. Это мастерски созданное окно в мир тех времен, восстановленное по архивам, фотографиям и историям очевидцев. На первый взгляд сумбурная, даже сумасшедше-абсурдная, но настоящая жизнь тех лет – с поселениями индейцев, с чавкающими в грязи по колено горожанами, которые сутки напролет работают на фабриках, умирая от усталости и недосыпа. С несчастными женщинами, мечты которых не сбываются никогда, но они почему-то верят. Разделение людей на богачей и рабов, на жиреющих и бедняков видно очень хорошо, тут все как у Блейка, “кто для радости беспечной, кто для ночи бесконечной”.

Эта картина, безусловно, была любимой постановкой для Джармуша – он готовился к ней очень долго и кропотливо, так обычно няньчатся с любимым ребенком. Пленка отбиралась специально, черно-белая, определенного оттенка. Гарри Фармер, который здесь сыграл индейца Nobody, по ходу фильма разговаривает на трех диалектах индейских племен, которые существовали на самом деле.

Это фильм жизненный, несмотря на то, что одним из смыслов его является путешествие беспокойной души через чистилище в место, куда уходят духи. Смыслы накладываются здесь так плотно, узор такой яркий и гармоничный, что дух захватывает. Джармуш, безусловно, гений. Толпе он сумел показать, как маленький человек берет пистолет в руки и становится “настоящим пацаном”, чтобы они смогли увлеченно гыгыкая, кушать попкорн под выстрелы. Эстетам он показал переплетение Анри Мишо, Блейка и начала американской великой мечты. Мистикам – древнюю индейскую легенду о “блуждающем”. Каждый получил в меру своего ума. Этот фильм настолько уникален, насколько он бесперспективен с точки зрения “зашибания” денег. Это – классика. И если вам показалось, что вы чуть поменялись, что ваши взгляды на мир претерпели изменения, что в вашей душе изменилась хоть толика – можете садится и смотреть “Мертвеца” еще раз. На этот раз вы наверняка увидите что-то такое, чего в прошлый раз просто не заметили, хотя смотрели в упор, и все было на виду.

Отдельно отмечу присутствие в картине культового музыканта Игги Поппа. Без его музыкального трека фильм был бы явно не тот.. Несмотря на то, что Игги по своим же собственным словам в свое время «накидывался наркотиками до состояния червя» и жил в общественном сортире, роль гангстера ему удалась на славу, и его гитара удачно вплелась в общий смысловой фон фильма.

И еще одно – никогда не путешествуйте с мертвецом. Вам с ним не по пути.