Про литературу

Сфотографированные мной маникены

Наверняка мало кто из вас слышал про такого писателя, как Андрей Столяров. Но тем не менее, это один из представителей советского фэнтези, победитель множества литературных конкурсов, премий и автор нескольких книг, которые почему-то незаслуженно забыты, и совершенно очевидно, что пройдет еще пять лет и про него уже никто не вспомнит. А книги замечательные. Хочу отметить то, что это не просто автор, это целая эпоха. Среди его книг есть такие, которые читаются на одном дыхании, а есть и невероятно сложные произведения, которые человеку практически невозможно понять. Но для тех, кто в курсе самой атмосферы советского застоя и всего прилагающегося, там многое знакомо и узнаваемо.

Было бы наивным с моей стороны полагать, что книги Столярова будет читать поколение next, которое уже давно и прочно выбрало Гарри Поттера и пепси. В литературе как и в шоу-бизнесе, есть фаст-фуд, а есть пища для мозгов, где надо больше думать и прикидывать, чем читать. Столярова, по моему мнению, незаслуженно отодвинули в сторону, затерли и забыли, в то время как я бы порекомендовал его произведения включить в школьную программу, как обязательные для изучения. То, что на его книгах стоит штамп “фэнтэзи” – значит только то, что он разумно предпочел остаться фантастом, чем мотать срок в качестве политического заключенного. К этому ходу прибегали многие писатели его поколения, но не все были настолько талантливы. Его “Маленький серый ослик” и “Послание к коринфянам” – настоящие шедевры, если представить, в каких условиях приходилось существовать этому человеку, который еще и находил время для того, чтобы писать книги. Столяров сделал для прозы столько же, сколько Егор Летов для музыки. Это целый пласт эпохи, это глубокая философия, это по настоящему русский и думающий автор.

Это — настоящая литература. Уникальность Столярова как автора состоит еще и в том, что он очень плотно подошел к пониманию того, что такое писатель. Он понял, что автор в состоянии создавать миры, которые могут стать реальностью, если соблюдать ряд правил. Что буквы, выстроенные в определенном порядке — способны менять реальность. Это четко видно в одной из его последних книг, которая называется – “Ворон”. Эта вещь одновременно и смешная, и страшная, она мне понравилась невероятно. И пусть кто-то называет Столярова чернушником и ругает, но я точно говорю – это настоящая литература.

«Что же касается рисунков, то сделаны они были густой, бугристой и, по-моему, даже фосфоресцирующей краской, чрезвычайно небрежно, как будто рисовал ребенок, и представляли собой примитивные, видимо, до предела стилизованные изображения различных предметов. Можно было угадать значок солнца, ощеренную собачью голову, однако большая часть рисунков была мне непонятна, тем более, что прямо поверх их яркой малиновости такой же грубой и мощной краской, но уже интенсивно синего цвета были сделаны какие-то загадочные надписи.

Шрифт, конечно, был не славянский, и даже не латинской графики, а скорее восточный, с отчаянными завитушками, может быть, арабский, а может быть, древнееврейский, разумеется, я был не в состоянии постигнуть его смысл и однако же, едва глянув на кривоватые разнокалиберные строчки, ползущие от пола до потолка, я сразу же, в каком-то озарении, догадался, что — это заклятия против нечистой силы.

В данном случае — против меня.»(с)

«Послание к коринфянам».