[анализ фрагмента с точки зрения каббалы и Таро] отрывок из романа “Стрелок”

 В книге “Стрелок” Стивена Кинга есть фрагмент гадания на Таро. Я хочу разобрать его с точки зрения теории каббалы и Таро в принципе, потому что это довольно интересно. Особенно это интересно потому, что Кинг скорее всего думал об этом меньше, чем я.


Человек в черном плавно и быстро перетасовал колоду. Карт было много. Обратную сторону их украшали какие-то замысловатые завитки.
— Это карты Таро, — говорил человек в черном. — К обычной колоде* я добавил еще и элементы моего могущества. Смотри внимательно, стрелок.
— Зачем?
— Я буду предсказывать тебе будущее, Роланд. Нужно открыть семь карт, одну за одной, и посмотреть, как они лягут по отношению друг к другу. Я этим не занимался уже лет триста. И есть у меня смутное подозрения, что такого, как у тебя, расклада, у меня еще не было. — Нотка насмешки вновь прокралась в его голос, как кувианский ночной лазутчик с зажатым в руке ножом. — Ты последний. Последний в мире искатель приключений. Последний крестоносец. И тебе это нравится, да, Роланд? Тебе это льстит? Однако ты даже не представляешь, как ты сейчас близко к Башне. Как близко во времени. Миры вращаются у тебя над головою.
— Тогда открой мне мою судьбу, — хрипло проговорил стрелок.

По правилам, во время прорицания на картах Таро, тот, кто гадает, должен представить картам человека. После того, как человек осознал ситуацию, создается необходимый элемент совмещения двух присутствующих и самих карт. Стивен Кинг, видимо знакомый с традиционно искаженными формами Таро, стараясь придерживаться обычных арканов, создал нечто необычное, уловив сам смысл процесса творения таинства прорицания. Это мы видим во фразе Человека в Черном. Элементы его могущества в данном случае – то, что будет расшифровано ниже.

Перевернута первая карта.
— Повешенный, — объявил человек в черном. Темень скрывала его лицо еще лучше, чем капюшон. — Но сама по себе, без других карт, Она означает не смерть, а силу. Повешенный — это ты, стрелок. Тот, кто вечно бредет к своей цели над бездонными пропастями Аида. И одного спутника ты уже сбросил в пропасть, верно?

Мы наблюдаем в данном случае проведенный по всем правилам процесс идентификации спрашивающего с Одной картой. В средние века у цыган, слабо понимающих суть колоды, которую они держат в руках, была одна привычка.. раскручивать клиента после идентификации на развитие до эмоционального отклика. Здесь мы видим, что Человек в Черном кое-что знал о Стрелке, и смог сам назвать его карту. Карте Повешенный соответствует кабалистическая буква “мем”, что означает “вода”. Это и жажда, которую привык постоянно испытывать Стрелок на своем пути через пустыню, и близость моря в следующей книге эпопеи, когда Стрелок оказывается из засухи перенесенным в приморье. Но кроме того – это схождение в тьму ради искупления, битва с демонами с целью просвещения. Одновременно это – и жертва, гибнущий бог, для того, чтобы возродиться в новой форме. Но – жертва напрасная. Красота смысла здесь очень глубока по той причине, что Стивену Кингу даже не обязательно было знать всех подробностей, чтобы увидеть в красках всю картину гадания в пещере. Но теперь у Человека в Черном следующая задача – развить свой рассказ. И он совмещает истинный смысл карты Повешенный со страхом и стыдом Стрелка, напоминая о мальчике Джейке. Так как аркан выбран удачно и Человек в Черном знает кое-что о своем “пациенте”, то рассказ получает эмоциональный отклик.

Он перевернул вторую карту.
— Моряк. Обрати внимание: чистый лоб, щеки, не знавшие бритвы. В глазах — боль и обида. Он тонет, стрелок, и никто не бросит ему веревку. Мальчик Джейк.
Стрелок поморщился, но ничего не сказал.

Здесь мы видим элемент, введенный самим Человеком в Черном. Карты с таким именем нет ни в одной колоде ни одной из школ. И истинный смысл карты, которую походя создал Человек в Черном – “невинная жертва”. Это ягненок на заклание, обреченный на смерть в воде. Могу предположить, что карта эта принадлежала к масти чаш. Вывести совмещение масти со смыслом, исходя из символов невинности, юности, воды и смерти с перерождением большого труда не составит, но у меня есть подозрение, что Кинг как писатель не занимался такой сложной работой. Поэтому додумывать ничего тут не надо, и истинный смысл появления этой карты станет ясен позже. Кроме того, самый примитивный смысл — учитель принес в жертву своего ученика напрасно.

Перевернута третья карта.
Омерзительный бабуин, Скаля зубы, сидит на плече у молодого мужчины. Лицо юноши, Искаженное стилизованною гримасой ужаса, запрокинуто вверх. Присмотревшись, стрелок увидел, что бабуин держит плетку.
— Узник, — сказал человек в черном.
Пламя костра тревожно дернулось, отбросив тень на лицо человека на карте, и стрелку показалось, что нарисованное лицо скорчилось в выражении безмолвного ужаса. Стрелок отвел взгляд.
— Правда, что-то в нем есть угнетающее? — Казалось, человек в черном едва сдерживает смешок.

Это еще один пример стыковки карт Таро и сюжета романа писателя. В характере карты явно прослеживается ее старшинство по аркану, и ее земной характер. То есть – это карта масти монет. Возможно, принц монет. Но наличие у него наркотической привязанности, как мы это видим из дальнейшего сюжета книги, доказывает, что карта это именно старшего аркана, одна из так называемых козырей. Появление этой карты будет также объяснено далее.

Он перевернул четвертую карту. Женщина — ее голову покрывает шаль — сидит у прялки. Стрелку представилось, что она хитровато улыбается и плачет одновременно. Или это только почудилось изумленному взору?
— Госпожа Теней, — заметил человек в черном. — Тебе не кажется, что у нее два лица, стрелок? Так и есть. Истинный Янус.
— Зачем ты мне показываешь все это?
— Не спрашивай! — резко оборвал его человек в черном, и все-таки он улыбался. — Не спрашивай. Просто смотри. Считай, что это бессмысленный ритуал, если тебе так легче, и успокойся. Это как в церкви: просто обряд. И не надо искать в нем великого смысла.
Он хихикнул и перевернул пятую карту.

Кинг игриво совместил в одном образе сразу две карты, Влюбленные и Императрица. Этот образ был явно мимоходом был создан черным магом для успешного развития сюжета, подчеркивая могущество Человека в Черном. Шизофрения Одетты подчеркивается не только двойственностью Влюбленных, но и двойственностью самого совмещения двух высших козырей Таро, делая ее выше любого безумия, как это будет ясно тем, кто уже прочитал книгу. Карте Императрица соответствует буква “далет” в каббале, она обозначает “дверь”, и те кто прочел книгу, могут быть восхищены красотой смыслов. И тот огнестрельный меч — револьвер, который берет в свою руку женщина на инвалидной коляске, в полном мере отражает смысл буквы “заин’ карты Влюбленные. Избавляясь от своей черной половины, Одетта шепчет “Я люблю тебя”. Лицо Одетты, сошедшей с ума в детстве, вполне соответствует герметическому смыслу бога с двумя лицами. Одна негритянка, находящаяся одновременно и в прошлом и в будущем.

Ухмыляющаяся жница сжимает косу костяными пальцами.
— Смерть, — сказал человек в черном просто. — Но не твоя.

Смерть как таковая в Таро очень редко означает именно смерть. Это скорее очистка от ненужного. Это тот самый смысл, который познал Стрелок еще до разговора с магом. Забыть о всем второстепенном, чтобы пройти через испытание очищенным и обновленным. Вот смысл этой карты. Можно подобрать много других словосочетаний, например – лес рубят щепки летят, хочешь жить умей вертеться, естественный отбор… Стрелку часто на своем пути приходилось убивать. И те, кого он убил, были слабее его. Поэтому и погибли. Смерть из-за неспособности выдержать испытание или понять смысл самого испытания.

Шестая карта.
Стрелок посмотрел на нее и почувствовал вдруг, как по самым глубинам его нутра расползается странный тревожащий холодок предвкушения. Ужас смешался с радостью, и не было слов, чтобы назвать то душевное состояние, в котором он сейчас пребывал. Ему казалось, что его сейчас стошнит, и в то же время хотелось пуститься в пляс.
— Башня, — тихо вымолвил человек в черном.
Карта стрелка лежала в центре расклада; а каждая из последующих четырех — по углам от нее, как планеты, вращающиеся вокруг звезды.
— А куда эту? — спросил стрелок.
Человек в черном положил Башню поверх карты с Повешенным, закрыв ее полностью.
— Что это значит? — спросил стрелок.
Человек в черном молчал.
— Что это значит? — повторил стрелок нетерпеливо.
Человек в черном молчал.
— Черт бы тебя побрал!
Молчание.

Смысл карты Башня очень прост. Это энергия войны. Это те самые револьверы Стрелка, из которых он походя убивает население маленького городка, вытирает пот и идет дальше. Это орудие убийства, это форма материи, которая разрушена. Красота смысла этой карты, которая лежит в центре расклада, подчеркнута костром, у которого сидят Стрелок и Человек в Черном во время гадания. Обратите внимание, что костер они развели ИЗ КОСТЕЙ. Вот в этом и был смысл этой карты. Огонь войны, битвы, пожирающий материю. Стрелок носил свою Башню в себе каждый шаг, пока шел к ней. Ему можно было даже не спешить. Именно в этом заключалась самая страшная шутка Человека в Черном, который милостиво намекнул Стрелку, что его путь не имеет смысла, потому что это путь ради пути. Накрывая картой Башня Повешенного, он явно показал Стрелку, что?.. это мы увидим далее.)

— Ну а седьмая карта?
Человек в черном перевернул седьмую. Солнце стоит высоко в голубом чистом небе. Купидоны и эльфы резвятся в сияющей синеве.
— Седьмая — жизнь, — тихо вымолвил человек в черном. — Но не твоя.
— И где ее место в раскладе?
— Тебе этого знать не дано, — отвечал человек в черном. — Как, впрочем, и мне. — Он небрежно смахнул карту в догорающий костер. Она обуглилась, свернулась в трубочку и, вспыхнув, рассыпалась пеплом. Стрелка охватил неизбывный ужас. Сердце в груди обратилось в лед.
— Теперь спи, — все так же небрежно проговорил человек в черном. — «Уснуть, быть может, видеть сны…» и все в том же духе.
— Я тебя задушу, — пригрозил стрелок. — Своими руками.

Карты Жизнь в Таро не существует. Это смысл одновременно слишком узкий и слишком широкий. Превращая карту в пепел, Человек в Черном исключает элемент контроля над своей судьбой. Безысходность, на которую он намекает Стрелку, неизбежность и сама эта карта по всей видимости просто не в состоянии передать то, на что она пытается указать. Пепел – наиболее сильный символ. Но Стрелка он только злит. В то время как правда еще более интересна. Маг вынул карту XXI аркана и завершил ритуал, начав старт новым событиям в жизни Стрелка. После того, как карта сгорает, Стрелок увидит всю структуру мира, и почти поймет одну вещь. Почти. Поймет. Что и Моряк, и Узник, и Владычица Теней, и даже Человек в Черном – его собственные творения. И его карта вовсе не повешенный. И к Башне можно идти сколько угодно, потому что она внутри него. И искупления с очищением не будет, а будет только запах пороха и бесконечные мозоли на пальцах от патронов.

В раскладе на карту Повешенный ложится карта Башня, подчеркивая близость того, что ищет Стрелок. Но карту Вселенная Человек в Черном даже не кладет, а швыряет ее в огонь. Так как мы разобрали смысловую нагрузку карт, то понятно почему он это делает. По идее он должен был положить ее сверху на карту Башня. Но он усиливает смысл! Он не просто кладет ее! Костер из костей, вокруг которого греются Стрелок и черный маг, это тоже проявление энергии карты «Башня». Той самой энергии войны, пожирающего огня Марса. Швыряя «Вселенную» в «Башню» и получая пепел, человек в черном отвечает на главный вопрос Стрелка, но Роланд не способен его воспринять.

Его карта в колоде Таро имеет номер 0. И из нее выходят все остальные. И когда Человек в Черном раскладывал свой пасьянс, карт было не семь, а четыре. Потому что и Моряк, и Узник, и Владычица Теней – все это указание на самого Роланда. В комбинации карт ничего не было, кроме Роланда, Башни и сгоревшей в костре Вселенной, которую он увидел во сне. Взаимодействие карт Таро в этом раскладе потрясает своей красотой. Карта Смерть — это смерть Джейка, воскресающего позднее, это смерти многих тех, кого Стрелок убил на пути. Это перерождение самого Стрелка. На перерождение указывает карта «Повешенный», в которой можно увидеть и запрокинутое лицо Джейка над пропастью в тьме, услышать его голос, и это будет в том числе смерть самого Стрелка. И Одетта, и Ыш, и Джейк, и наркоман-Узник — все они лишь средство для Стрелка, который идет к своей Башне внутри себя всю жизнь, сгорая на огне войны, не зная, зачем идет. Сея вокруг смерть, теряя людей и ценности, чтобы начать все сначала по кругу без конца. Сгоревшая в огне костра карта XXI аркана близка к карте 0 и дополняет ее смысл, взаимодействуя с ней напрямую. Человек в черном, отработав свою миссию, превращается в скелет, указывая на то, что гадание происходило в месте, где нет ни времени ни пространства, в абсолютном нуле. И карта Стрелка — «Дурак». Тот самый невинный бродяга-романтик, формирующий все вокруг себя усилием воли, не знающий куда идет и зачем. Путь ради пути, бесконечный и полный неведомых опасностей.

В этом красота всего лишь одного эпизода романа Кинга с точки зрения кабаллы и Таро.

*Внимание! Текст является авторским. При копировании текста или его фрагментов необходима ссылка на блог «Хроники Заката».

 

Настроение сейчас — ровное