Мольфар[интервью]

Это цитата сообщения Dancing_Witch Оригинальное сообщение

Мольфары — маги Карпат.

 

Мольфар — заклинатель небес
Мольфар -чародій, відун, знахар (гуцульське)

Это — легенда….
«…cтав проти хмари, одна нога наперед, і склав руки на грудях. Закинув назад бліде
обличчя і вперся похмурим оком у хмару. Стояв так довгу хвилину, а хмара ішла на
нього. І раптом сильним рухом він кинув кресаню на землю. Вітер зараз звіяв її в
долину і підхопив на голові в Юри довге волосся. Тоді Юра підняв до хмари ціпок,
що тримав у руці, і крикнув у синій клекіт:
— Стій! Я тебе не пускаю!..
[…]
— Стій!..
І хмара раптом спинилась. Підняла здивовано край, сперлась, як кінь на задні
ноги, заклекотіла внутрішнім гнівом, одчаєм знесилля і вже просила:
— Пусти! Де ся подіну?
— Не пущу!
— Пусти, бо гинем! — кликали жалібно душі, згинаючись під вагою переповнених
градом мішків.
— Ага! Тепер ти просиш!.. Я тебе заклинаю: іди у безвісті, у провалля, куди
коні не доіржуть, корови не дорікують, вівці не доблеюють, ворони не долітають,
де християнського гласу не чути… Туди пускаю тебе…
І дивна річ — хмара скорилась, покірно повернула наліво і розв’язала мішки над
рікою, засипаючи густим градом зарінок. Біла завіса закрила гори, а в глибокій
долині щось клекотіло, ламалось і глухо шуміло…»
Михайло Коцюбинський «Тіні забутих предків»

А это — сегодняшний день….:)
Михайло Нечай — мольфар :

Основной силой мольфара являются его слова и пение. Одним способности передаются по наследству, другие обретают их в процессе инициации и прямого обучения. Исторически мольфаров принято разделять на темных и светлых. Подобное разделение мне приходилось встречать на Алтае, где темного шамана называли «кам», а белого «чарлыхчи». Дед Нечай – представитель светлого пути. Он сам считает себя наполовину язычником, наполовину христианином и не видит в этом никакого противоречия. Как он объяснил мне: «Это те же самые силы, только под разными именами».

 

Адрес: 78712, село Верхий Ясенив, приселок Царина, Верховинского района, Ивано-Франковской области, тел (03432) 5-35-62
Из интервью с Михайлом Нечаем:
«Он живет в Карпатах, в Ивано-Франковской области, неподалеку от Верховины. Дом его очень скромен, опрятен, посетителей принимает в амбарчике, который называет своим кабинетом.

— Господин Нечай, Вы себя величаете «мольфаром». А что такое мольфар?

Мольфар – это, не знаю, то ли от итальянского, то ли от греческого слова «мольфа». Мольфа означает завороженный предмет на добро или на зло, от него и пошло мольфарить, мольфар. Мольфар – это шаман, знахарь, волшебник.

 

— Слышала, вроде бы Вы консультировали Сергея Параджанова, когда он снимал «Тени забытых предков».

Да, Параджанов брал у меня две недели консультаций о самобытности Гуцульщины и о специфике гуцула. И он так искусно создал этот кинофильм, что он стал всемирноизвестным. А Иван Миколайчук (который сыграл главную роль в «Тенях забытых предков». – Авт.) учился у меня на дрымбах играть. В фильме он играл роль, где играл на дрымбе.
Параджанов был неповторимым человеком, он имел огромный господний талант. Хотя он был армянином, но точно понял самобытность Гуцульщины.
Гуцул – это частица Украины, но психология его иная, чем у обычного украинца. Гуцул всегда за правду был готов убить кого-либо или уничтожить себя. За правду он готов идти в огонь и воду.

Чарівна гуцулочка…:)
— А Вы исповедуете какую-то веру?

Я сам наполовину православный… Глубоко верю в небесные силы, Бога, Святой Троицы, Иисуса Христа и Матери Божьей. На вторую половину я язычник, старовер, поклоняюсь Матери Природе.


(как писал М. Коцюбинский — обожаю эту цитату…:))) «Гуцулы —
наиоригинальнейший народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой.
Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами,
которые населяют леса, горы и воды. Христианство он использовал лишь для
того, что бы украсить языческий культ.»…:)
Потому я и не удивляюсь, когда вижу статуи Божьей Матери или Распятия и
кресты на всех перекрестках на Западной Украине, над каждым обрывом, у
каждого ручья и над каждым колодцем во дворе сельской хаты.

 

Все это — отнюдь не для паломников, как мне обьясняли местные, вернее, не только для них. А скорее ОТ всевозможных духов и стихиалий, что бы им в горах и лесах,
а так же на пересечении дорог — где как известно и самого черта можно было
запросто встретить — шутить над людьми не было так привольно…:) D.W. )

 

— А как так может быть, христианство же не признает язычников?

А это очень грубая ошибка! Мы же природа, природа – это мы. Природа так добра к человеку, как мама к своему родному ребенку.
Но когда вы ее порушили, она такая суровая, как прокурор.
— Какая религия лучшая, самая правильная?

Каждая религия справедлива и добра.

— Есть такая мысль, что Украина испытывает какие-то несчастья, потому что вместо своих богов, языческих, молится чужому.
В этом виноват Владимир Великий. Как он принимал христианство, то людям, которые не хотели отказаться от своих богов, срубал головы, и от их крови Днепр багровел.
Да, Господь дал нам наказание за то, что Владимир невинных людей рубил. И эта кровь пролилась на целый род Киевской Руси, потому мы и сейчас не имеем родного отца, потому что искупаем родовую карму.

— Говорят, что язычество было варварской религией, потому что в жертву богам приносили людей…

Потом это было отменено…

Каждая вера полита кровью: язычество, христианство и все другие вероисповедания. Была борьба, и в той борьбе какая-то одна сила терялась. Вот так и потерялось язычество, но сейчас оно возрождается, потому что нет ничего такого, чтобы оно не повторилось во второй раз.

— С какими духами Вы общаетесь?

Больше всего общаюсь со своим духовным проводником, великомучеником, целителем Пантелеймоном.
Великомученик Пантелеймон стал моим проводником, когда бабка давала мне посвящение, и я находился в другом измерении. Он мне как родной брат, что бы я его не спросил, мне его дух отвечает.
…………………….
Еще из высказываний Деда Нечая…:)
О ведьмах и о Дьяволе :

«В средневековье церковь страшные грехи делала, сжигая ведьм. А что с ними можно сделать, если они такими родились, если их Бог такими сотворил? Бог даже дьявола сотворил. Он не раз заслуживал смерти у Бога, но тот его пожаловал, потому что то есть его творение. «

Ну, как вам карпатская ведьма? …:) Старая, мудрая, «ведающая» обо всем, женщина…
Не подходит? Ну, тогда вот такая, помоложе…:)))))

А эта еще только учится…:)

О молитве :
«Когда ты молишься умом своим, то Бог не принимает такую молитву, потому что злой дух воплощает ваши серые, будничные мысли в молитву и она не доходит к Богу. Если ты молишься сердцем, тогда Господь принимает эту молитву.
Иисус Христос говорил: «Стучи, и тебе откроется, будешь просить, дадут». А под лежачий камень вода не потечет. Только сердцем молятся те люди, которые пораженное сердце имеют. Например, когда у матери умер ребенок, мужчина у женщины или любовница у любовника.
Потому люди и идут обществом в церковь, потому что среди них обязательно будет кто-то с пораженным сердцем. «


О христианстве и язычестве :
«У язычников не было темных и светлых сил, все силы были светлыми. И людям не была нужна какая-то защита. А когда воцарилось христианство, появились темные и светлые силы.»

Полностью интервью — здесь : vlasti.net/upload/vlasti//news/4432/data/259d…
[url]vlasti.net/news/4432[url/]

Далее — отрывок из книги Громовицы Бердник «Знаки КарпатськоЇ магії», единственной на сегодняшний день подробной работе о мольфарах из первых рук, так сказать.


Хотя у меня эта книга уже давно заняла почетное место на полочке и даже упоминалась где-то на дневнике раньше — добраться до нее и сделать перевод хотя бы избранных глав, никогда нет времени. В этот раз я воспользовалась переводом с сайта WEDMA, за что ей очень благодарна — www.wedma.fantasy-online.ru
http://www.wedma.fantasy-online.ru
Но все же — рекомендую всем раздобыть оригинал и читать, читать, читать…Хоть на украинском, но говорят, скоро будет и на русском языке издано.

«Я иду грунтовой дорогой. По узкому подвесному мосту, вздрагивающему при каждом шаге, перехожу реку. Подчиняясь внутреннему голосу, направляюсь к первой хате. Над дверью травы-обереги, а на пороге – я понимаю это с первого взгляда – стоит он. Худощавый, пожилой человек с теплой улыбкой и пронзительным взглядом синих глаз. Он берет из моих рук дорожную сумку и удивительно мелодичным голосом с непередаваемым карпатским выговором произносит: «Я ждал вас».
Увидев у меня на груди оберег, подаренный отцом, мольфар говорит: «Эту мольфу 25 лет назад я сделал для вашего отца».

У меня отнимается на мгновение дар речи, и я не успеваю спросить значение слова «мольфа», с которым, как я понимаю, связано само понятие «мольфар», а сам шаман в это время безмятежно и свободно начинает рассказывать. О мольфарах и ведуньях, о своем «делании», об истоках своей традиции…

Понятие «мольфар» действительно происходит от древнего слова «мольфа», что означает – заговоренный предмет. Мольфар произносит над ним определенную «прымивку» (заговор), и этот предмет помогает человеку в различных жизненных ситуациях.

Гуцульский крест 1922 г с солярными символами — язычество своих позиций не сдает..:)
(Мастер — Корпанюк С. И., 1894 — 1970, с.Яворив, Косовского района)

Я сразу осознаю две вещи. Во-первых, основная сила карпатских шаманов заключается в заговорах, особых наборах слов, а говоря проще – в самом слове. А во-вторых, эта традиция очень практическая. Действительно, позже я узнала, что было очень немного мольфаров, уходивших куда-то в горы и леса и занимавшихся только личными магическими практиками и самопознанием. В основном, они жили среди людей, имели дома и семьи и оказывали реальную помощь в реальной жизни… Впрочем, я увлеклась.

Пока я мысленно сравнивала мольфарскую традицию с североамериканским и сибирским шаманизмом, «мой» мольфар рассказывал мне о начале своей шаманской деятельности. Мольфарский дар ему передала бабушка, всю жизнь посвятившая шаманству: она была мольфаркой – и целительницей, и ведуньей. Разглядев во внуке магические способности, она начала брать его, шестилетнего, в горы, в леса, на полонины.


Учила распознавать травы, передавала свои знания и умения. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, произвела над ним обряд посвящения. Обряд заключается в окуривании посвящаемого особыми травами – при этом открывается шаманское «видение», человек входит в мир духов, чтобы те признали его своим. В этот момент будущий мольфар обретает личного духовного проводника, который помогает ему ориентироваться в потусторонних мирах.

(Мандрагора средиземноморская или весеняя, а именно она считается истинной мандрагорой (Atropa Mandragorа и ее синонимы Mandragorа officionalis, Mandragorа officinarum или Mandragorа vernalis), сейчас является очень редким растением )
Каждый мольфар имеет собственное «письмо», свой стиль. Мольфары могут быть врожденные и наученные. Каждый из них – маг в прямом смысле этого слова. Причем владеет и белым, и черным аспектами магии. Власть мольфарского магического искусства распространяется даже на стихии. Мольфаров, умеющих разогнать грозовые тучи, отвести град, гуцулы называют «громовниками». Для того чтобы получит власть над стихией, проводится определенный ритуал. Инструментом громовнику служит сделанный из лезвия косы особый нож, которым мольфар «разрезает» грозовые тучи.

Рахва(круглая коробочка), тарелка и шкатулка. На крышечке рахвы виден узор «громовое колесо» — восемь спиц, исходящих из центра — древний знак-оберег, встречается у народов юга России, в некоторых районах Германии, Франции, других европейских тран, а так же в странах юго-восточной Азии.


«Громовое колесо»
Вообще, в мольфарской традиции многие обряды, ритуалы и священные предметы связаны с громом, грозой, молнией. У карпатских магов есть универсальное слово – «громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами).


(на фото мольфар как раз держит громовицу)

«Громовица» – это и священный предмет, изготовленный из такого «громового дерева», с помощью него мольфар лишает злых колдунов и ведьм силы. А в дохристианские времена в карпатском и южнославянском регионе «громовицами» называли небесных дев – покровительниц отважных воинов. Можно вспомнить и Громовицу – женскую ипостась бога-громовника в южнославянской мифологии… Особое значение в шаманской традиции Карпат имеют «громовые камни», упавшие во время грозы с неба, а также «камни-молнии» – округлые черные камешки неизвестного происхождения. Их находят обычно возле деревьев, пораженных молнией, и мольфары утверждают, что это ядра шаровых молний. Во всяком случае, ни на одну минеральную породу, известную в Карпатах, они не похожи. Мольфар использует эти камни при исполнении особых магических обрядов.
Интересно, что у инков тоже был культ грозы, молнии. И в своих магических ритуалах они тоже использовали «громовые камни». Эти камни метеоритного происхождения, упавшие на землю во время грозы, считались у инков священными. А своего главного культурного героя Виракочу инки называли «грозовым посланником».
И еще одна любопытная параллель. Мольфар рассказывает, что его магическая традиция духовными корнями восходит к инкам. Тайные предания, передающиеся из уст в уста, говорят о том, что, когда духовные устремления инков ослабели, их магическая сила в виде энергетического потока ушла в «духовное пространство» и была воспринята в Карпатах группой людей, обладавших должными качествами. Потом эти духовные знания переплелись с местными традициями и в таком виде дошли до нашего времени…

(вот тут я не соглашусь, хоть режьте меня!!! Ну почему, почему нам обязательно
нужно называть себя потомками или преемниками бог весть кого! Разве мы
сами по себе не ценны? Что это за вечный комплекс неполноценности у
русского\украинского человека? Почему если что-то стоящее придумано — нужно
обязательно привязаться к чему-то иностранному, что бы идея имела успех…
Неужели мы так сами в себя не верим? Наверное, да…
Вот есть живая традиция, причем настолько украинская, аутентичная, из самого
сердца Карпат, что ничего более национального и придумать нельзя!
Замечательная смесь магии , христианства и язычества, в которой все дышит
родной природой и ее силами….Так зачем приплетать сюда инков, атлантов,
инопланетян или еще невесть кого — неужели от этого люди больше верить
станут? Похоже на какой-то дешевый пи-ар прием…Но здесь это совершенно не
к месту. Думаю — история с инками скорее показывает хорошую
осведомленность карпатского шамана обо всяких современных теориях и
духовных практиках, чем имеет под собой реальную почву.

Я уж скорее склонна верить — даже уверена, можно сказать — что если что и
могло повлиять на некоторые из традиционных постулатов мольфарства, так
это была итальянская стрега, или что-либо иное, произрастающее из языческих
верований Старой Европы, куда Карпаты как раз относятся территориально.
К тому же — он ведь сказал в самом начале интервью — «мольфа» — слово то ли
итальянское, то ли греческое…
Так что — стрегерия, а вовсе не инки….sorry — D.W.)

Мольфар на минуту умолкает, и от истории мольфарства переходит к целительству, которое является важной частью этой традиции. Лечит мольфар заговорами, освященной водой, минералами и, естественно, травами и зельями, которые сам и собирает в строго определенный дни и часы. Коренья – во второй половине дня, наземную часть растений – в первой. Есть травы, которые собираются только на рассвете, а иные требуют ночной поры. Ведь каждая трава имеет собственное биополе, и от этого зависит, когда ее собирать.

О некоторых из трав в Карпатах созданы легенды. О «золотом корне» (родиоле розовой), о мандрагоре – королеве любовной магии, о «джынджуре» – горечавке желтой, которую называют карпатским женьшенем, и перед чудодейственной силой которой гуцулы преклоняются по сей день…

И еще одним мольфарским методом лечения является музыка. А точнее – игра на дрымбе, старинном гуцульском инструменте.


Играют на нем с помощью губ, зубов, языка и дыхания одновременно. А само звучание напоминает буддистские мантры. Кстати, в Тибете существует аналог дрымбы. Похожий инструмент (варган) используют в магических ритуалах шаманы северных народов. В Карпатах же дрымба известна с незапамятных времен. Интересно, что традиционно она считается женским инструментом. И по сей день каждая вторая гуцулка «умие в дрымбу».

Мольфар говорит, что этот инструмент обладает необыкновенной силой – это магия в звуках, заговор в музыке. Звуками дрымбы, говорит шаман, можно излечить болезнь, эти звуки пробуждают энергию дерева, камня, металла, они дают мольфару особую силу, тем более что и дрымбы делает он сам. С помощью этих звуков можно очаровать любимого человека, привлечь дикого зверя, врага превратить в друга…
Заметив у меня на пальце серебряное кольцо, мольфар говорит: «Если вы постоянно будете носить серебряное кольцо на правой руке, – станете неуязвимы для злых влияний». И снова подносит дрымбу к губам, и льются звуки, передающие и журчание горных потоков, и звон звезд над вершинами Карпат, звуки, полные Силы, которая берет начало где-то там, в глубине тысячелетий, в самом духе наших предков, чувствовавших неразделенность всего сущего…

Наш разговор прервался приходом очередного пациента. Я вышла во двор. Стояла морозная зимняя ночь. Над белыми вершинами гор мерцали огромные мохнатые звезды. Я сделала два шага вдоль дома и вдруг… Могучая сила, которую нельзя назвать и описать словами, подхватила меня. Земля бешено завращалась под ногами в одну сторону, весь мир перед глазами медленно поплыл в другую, звезды заплясали перед глазами. Я прислонилась к дереву, чтобы не упасть, закрыла глаза. А вихрь совершаемой в доме магии, которая окутала все пространство вокруг, уносил меня все дальше и дальше. И когда мне показалось, что я уже могу прикоснуться рукой к огромной, медово-золотистой луне, магия вдруг ушла. Я медленно приходила в себя, где-то рядом хлопнула калитка. Посетитель ушел.

 

…Каждой весной, как только сойдет снег, мольфар исполняет древний шаманский обряд «обретения силы». Он уходит в горы, находит по одному ему ведомым признакам пещеру и замуровывается там без пищи и воды. Обкладывается дерном и мхом, закрывает вход камнями, чтобы ни один луч света, ни один звук извне не проникал в это убежище. Там, погрузившись в глубочайшую медитацию, мольфар пребывает двенадцать дней. Так он очищается от всей нечисти и скверны, которая могла пристать к нему на протяжении года во время лечебных сеансов. Так он получает новый заряд духовной силы…

Мы ищем духовные откровения в пустынях Мексики, в мистических доктринах или еще где-то. А ведь у нас есть собственные тайные традиции, никем не изученные и тщательно оберегаемые. И, наверное, не даром. Мольфар рассказывает, что его традиция, кроме магическо-целительской школы, имеет еще путь некой «высшей магии». Но этот путь, равно как и его цели, не могут быть открыты непосвященным.


Еще одна гуцульская дивчина…:)

Мольфарская традиция – не экзотика. Это реальная сила, требующая серьезного отношения. Шаман рассказывает, что приходят к нему, особенно в последние годы, доморощенные «маги», требующие чуда в подтверждение его магических способностей, желающие проверить шамана «на силу». Но ответ на подобные требования у него один: пустые эксперименты вредят и людям, и природе, и силам, с которыми мольфар общается. И эти силы могут отомстить за небрежное отношение к тайне. Магия, которую несет мольфарская традиция, — это живой огонь, молния над вершинами гор. И, забавляясь с ней, можно обжечься навсегда. Тем же, кто все-таки стремиться пойти по этой стезе, мольфар говорит: «Мольфарство – это тяжелый крест, это сама судьба, которую человек несет до самой смерти. Это жизнь для других. Это ответственность за каждый день своей жизни, за каждый совершенный поступок, за каждое произнесенное слово, за каждую мысль…»

На прощание мольфар дает мне маленький гвоздик – защиту, чтобы сила, получения мной от общения с ним, не ушла. И, пристально глядя мне в глаза, произносит слова, которые я запомню навсегда: «Пуля может пролететь мимо цели. Слово же – никогда, ибо слово есть величайшая сила во Вселенной…»