[Wanted/ цитаты, кадры, эссе*]

Когда на экраны в 2008 году вышел фильм Бикмамбетова «Особо опасен», у меня была масса неотложных дел. Поэтому я просто пропустил ту волну, которая прокатилась по стране. Прокатилась надо сказать не особо да и не очень, фильм тупо не поняли. И когда сейчас у меня дошли руки до сего произведения, я вижу отлично, почему его не поняли и почему волны особо и не получилось. Хотя фильм, безусловно, был успешен. В первые же две недели насколько я помню, он собрал хорошую кассу и окупился полностью, получив все причитающиеся награды и рекомендации в России и за рубежом. А теперь по существу. Фильм отличный, но его надо правильно смотреть. Смотреть его надо вдумчиво и знать, что видеть. Но об этом — далее.

Цитаты:Уэсли Гибсон [Wesley Allan Gibson]: Бывает, тебе снится сон. Ты уже почти проснулся, но сон все еще сидит у тебя в голове. Ты открываешь глаза и ты чертовски рад тому, что это был сон. Но иногда не получается проснуться до конца.

 

Скорей бы пятница уже

Почему фильм собрал кассу — это вопрос хороший. Но мне думается, что в первую очередь здесь сыграл не последнюю роль тонкий рассчет Бикмамбетова как психолога, и психолога тончайшего. Ведь нет ничего особенного в том, чтобы собрать перед собой толпу офисных крыс и воодушевленно произнести перед ними речь а-ля Тайлер Дёрден: «Я вижу, как вы страдаете. Я полон сочуствия к вашим хомячим жизням офисного планктона. Давайте же возьмем в руки пушки и все здесь нахрен разнесем, хватит работать и терпеть унижения». Это был бы ход заезженный и ни о чем. Показать людям, как обычный офисный клерк превращается на их глазах в крутого пацана с шикарной биографией прирожденного киллера и блистающим романтическим будущим с большой дороги — это еще не все. Как известно, в картине главное — детали и штрихи. А вот штрихов-то в картине с избытком. Это я могу сказать точно, просмотрев данную картину несколько раз очень тщательно. Во-первых, давайте разберемся с местом действия. Вы думаете, все происходит где? Все действо картины происходит в неком виртуальном пространстве, которое очень примерно можно охарактеризовать как Великобританию или отдаленные провинциальные области США. Это глюк первый. На самом деле действо происходит в голове у зрителя. Причем это он с первых самых минут начинает ощущать воодушевляющие перемены внутри своей души. Тема именно в этом. Втянуть зрителя в действо, спутать его мысли и ослепить яркими красками, дав надежду на перемены. Даже если бы на экране было написано: «Ты здесь, потому что ты хочешь стать другим», эффект был бы не так выразителен. Кто из зрителей не парится на долбаной работе, считая часы и минуты до выходных? Кто не ругался с начальником, терпя унижения? Кто из сидящих в зале кинотеатра не захотел бы это изменить и стать вдруг неожиданно богатым неизвестно откуда? Трижды ха. Да и ты, читающий это — тоже хотел бы. Поколение с глубоким внутренним миром, вынужденное жить по другим законам, зажимать в себе свои потребности к реализации, как описывал Паланик: «Я вижу прекрасных людей, вынужденных работать на заправках, в ресторанах, в автомойках». За всеми этими анекдотами в курилках, за рутинными бытовыми движениями на разных работах стоит одна истина. Каждый из нас думает, что способен на большее. Что он мог бы совершить что-то более значительное, чем та роль, которую ему подсовывает общество. Мы рабы своих обязательств и правил выживания, и каждый хотел бы их нарушить, и нарушить красиво, не опасаясь последствий. Так что с первым выстрелом на экране умирает не герой на экране, пуля попадает в зрителя. Потому что он начинает смотреть внимательно. Его — понимают. Ему хотят помочь, подсказать что-то важное, что может изменить его жизнь. И это глубокое подсознательное ощущение делает банальный просмотр фильма мистическим таинством, наполняя глубоким смыслом обыденные эпизоды картины. Зритель превращается в сакральное существо, которое проходит посвящение в тайное братство хомячков и офисных крыс, которые больше не хотят жить, как раньше. Про посвящение отдельно.

 

Цитаты: Уэсли Гибсон [Wesley Allan Gibson]: Есть люди, и прекрасные люди. И так хочется, чтобы они увидели тебя в другом месте, в другой обстановке. И не таким, каким ты стал.. Но больше всего не хочется быть жалким типом, который хочет изменить то, что никогда не изменится.

Камень, который выбросили строители

Бикмамбетов очень умело отразил структуру тайной организации, взяв за основу давно известных народный страх перед угадайте чем. Немногие знают, но в дневнике Александра Сергеевича Пушкина однажды вечером между бутылкой вина и ночным горшком появился запись: «Сегодня был принят я в масоны». Даже Пушкин, представляете? Даже он. Даже тогда. Сегодня куда ни плюнь, можно в любом учебнике для средней школы найти упоминания о загадочной «масонской ложе». Кто они? Так, навскидку, можно припомнить, что это такое тайное братство. Тайное до такой степени, что становится страшно даже думать о них. Потому что они запомнились в истории именно тем, что пронизывали собой всё. Их люди и представители этого загадочного братства были в органах правопорядка, исполнительной власти, торговли и банковского дела. Люди оставляли леденящие кровь слухи о загадочных обрядах и строжайших тайнах посвящения. Все — противоречивые как один и взаимоисключающие. Что мы знаем наверняка? Что масоны возникли изначально, как братство «каменщиков». В фильме каменщики заменены ткачами, что на эзотерическом смысле одно и то же. Ремесленники, взявшие в руки власть над миром и жизнями людей. Люди, делающие свою работу так хорошо и правильно, что получили право судить других и избавляться от лишних. Судьи и апостолы прекрасного правосудия, мечи в руках Фемиды и карающей судьбы. Бикмамбетов идёт дальше, смело дополняя идею своими, не менее интересными подробностями. Его ткачи обладают влиянием, силой, они прекрасно обучены и изначально не такие как все. Они — избранные. Каждый из них опасен и смертоносен по определению, и зритель с сарказмом, но пристально и внимательно следит за происходящим на экране. Просто потому, что это все слишком уж уже похоже на правду. И сказать по секрету, откуда мы знаем.. может быть фильм и вовсе снят по реальным событиям, а не по комиксам, как нас уверяют разработчики проекта? Почему бы не оказаться где-нибудь в Европе или США фабрике с тайным братством упаковщиков туалетной бумаги? Которые отлично фехтуют на ножах для резки бумаги и умеют внушать вам в разговоре свои идеи? Почему бы и не объединить по какому-нибудь идейному принципу группу людей, дав им в руки автоматы? Власть, и только власть. Но что такое власть? И вот тут Бикмамбетов совершенно недвусмысленно даёт ответ, что такое власть. Это когда все в твоей жизни находится под твоим контролем. Это жизнь своя собственная, в которой все происходит так, как ты выбрал сам. И с каждым таким ударом под дых зритель уже не так воодушевленно начинает понимать, что все не так просто у изменивших свою жизнь офисных хомячков. Им может быть больно, может пойти кровь, возможно даже просто умереть во время адских тренировок. А тренировки нужны, к слову сказать, затем, чтобы понять главное — кто ты и зачем ты здесь. Эти два постулата идут по фильму красной линией, и если хотите задуматься глубоко и надолго, то задайте эти два вопроса сами себе. Есть желание? Здесь надо сделать паузу и подумать над словами. Вот они:

КТО ТЫ?

ЗАЧЕМ ТЫ ЗДЕСЬ?

 

Я кстати, присоединюсь и спрошу вас то же самое. И если человек в состоянии осознать глубину этих вопросов, можно переходить к следующему этапу выноса мозга от Бикмамбетова.

 

Цитаты:Слоан[Sloan]: Это не вопрос «как?» Это вопрос «что?» Если бы тебе не сказали, что пуля летит прямо, а просто дали пистолет и поставили перед тобой мишень? Доверься своим инстинктам.

Вот пуля пролетела, и ага

Есть несколько вещей, которые в свое время вызвали нешуточный шум споров вокруг этого кино. Вот например, взять простую вещь — траекторию полёта пули. Вопрос сформулируем следующим образом: может ли пуля лететь по дуге, а не прямо, как все привыкли? Вот подумайте сами. Сделайте паузу и подумайте. Самый кайф этого вопроса состоит в том, что он задан неправильно. Факт состоит в том, что совершенно любая пуля всегда летит по дуге. Любая и всегда. И все эти попки, которые в форумах и передачах с пеной у рта доказывали, что это невозможно, что трюки в фильме просто смех, что такое небывает — даже не знаю, зачем они всё это делали. Кадр из фильма: герой вскидывает руку с пистолетом определенным образом, и пуля (огибая стоящего перед стволом человека) попадает в мишень. Есть люди, которые увидев такое, просто рассмеются. А факт остается фактом, в фильме не нарушен ни один из законов физики. В реальной жизни ДЕЙСТВИТЕЛЬНО может существовать подобное оружие, сделанное особым образом, имеющее специфические пули особой конструкции. В баллистике существует такое понятие, как эффект Магнуса, по которому пуля летит из ствола в другой плоскости, нежели плоскость ствола. Для этого должны быть выполнены некоторые условия. Первое: подкалиберная пуля с регулируемым выступом на боку, в калиберном контейнере. Второе: оружие имеет вращающийся патронник или ствол. Третье — при выстреле стрелок определенным образом регулирует высоту отклонителя(в фильме это особым образом вскинутая рука с пистолетом), выбирая кривизну дуги и полета пули. Дополняем картинку тем, что в фильме все совершенно стволы братства выглядят сделанными вручную, а пуля выглядит именно так, как должна, то есть с выступом и меняющая форму в полёте. И финальным штрихом выясняется что у героев братства у всех как один глаз как у орла, они перед схваткой входят в особое состояние, разгоняя себе кровь и сердце, обостряя реакции и рефлексы до чудовищного уровня. Такому монстру в состоянии «турийи», как называл его Головачев, ничего не стоит за секунду в голове просчитать, насколько сильно должна быть вскинута рука и какая именно дуга полета пули ему нужна. Вуаля, картина маслом. Ни один закон физики не нарушен, и зритель продолжает моргать в недоумении, наблюдая за трюками уже не достижимых ему высот героизма. Он тоже может быть таким? Неужели?

Цитаты:Уэсли Гибсон [Wesley Allan Gibson]: Знаете, чем хорош конец дня? Тем, что завтра всё начнется сначала.

 

Цитаты:Слоан[Sloan]: Ты не просто перенёс приступ панической атаки. Твое сердце билось с частотой 400 ударов в минуту. Гипофиз выплеснул огромное количество гормонов в кровь, что позволило тебе видеть и реагировать быстрее обычного. Очень не многие способны на это.

Трудно быть wanted

Опасный момент фильма как откровение. Зритель должен быть в определенном состоянии все время просмотра. Он должен надеятся на то, что его не обманули. Как достичь успехов, перемен и счастья? Неужели кому-то просто повезло? Но нет. Мы узнаем, что избранным быть вовсе даже не сахар. И у героев тоже бывают критические срывы, на них обрушивается реальность во всей своей уродливости и «отчаяньи». Героя тоже могут обмануть. Его могут предать и использовать. И зритель успокаивается, наблюдая за тем, как бедный избранный Уэсли вытирает кровь, свою и чужую, как он мечется от одной картины мира к другой, испытывая одно потрясение за другим. Он уже сам не знает, кто он, где находится и что делает. Он в отчаяньи. Обладать силой и не знать, что с ней сделать — это ли не самое страшное в его участи? Кстати, именно этот момент концепции был ключевым по мнению автора комиксов, по которым снят сам фильм. Герой комиксов Марка Миллара — именно такой страдающий от собственных возможностей персонаж, мучающийся от тенденций Раскольникова внутри. Опасный момент философского характера затыкается в фильме стандартным ходом — герой начинает мстить всем подряд, всем, кто его прежде создавал как нового человека. Его последним экзаменом посвящения становится резня, в которой он должен убить каждого, кто прежде его растил и помогал. Мотив довольно распространенный и как сюжетный ход известен довольно давно. Что касается внутренней трагедии героя, то она меркнет перед трагедией главаря братства. На определенном этапе мы все узнаем правду — никакого равновесия уже давно не существует. Смысл существования организации с высшей точки зрения давно утерян, все они должны были давно умереть. Если бы не глава общины, все бы давно пали от беспощадного станка судьбы. Фатализм здесь не случаен. В фильмах Бикмамбетова уже не раз и не два мелькает эта тема, и скорее всего у самого режиссера есть совершенно четкое мнение на этот счет. Быть зависимым от какой-то абстрактной силы не очень приятно, и Слоан берет все под свой контроль, устанавливая цели для братства без помощи высших сил. Да и как бы еще поступил человек в его ситуации? Отдать всю четкость структуры под безраздельное владение хаосу — или стать равным по возможностям судьбе, выбор очевиден для любого человека.

Надпись в меню банкомата: «Ты превратился в долбаную развалину, лузер. Твой лучший друг трахает твою девушку, и ты слишком труслив, чтобы что-нибудь с этим поделать».

 

Цитаты:Фокс[Fox]: Мы не можем предугадать последствия наших решений. Убей одного — и может быть, спасёшь тысячу.

Что касается концовки фильма, то здесь мы можем только догадываться, что ждет несчастного хомячка после того, как он все-таки наконец-то стал крутым пацаном. Те первые знаки судьбы, которые начались с ним в лице снятой обратно с его банковской карты всей суммы, ранее подаренной братством.. и прочие знаки явно намекают, что ткачи были все-таки достаточно влиятельны, чтобы удержать под колпаком жизнь отдельного своего «брата». И ряд подобных признаков в том числе, намекают на то, что получивший свободу человек оказывается просто один на один с внешним миром и врагами, и больше ничего. Такое ощущение не исчезает даже после сцены гибели главаря братства, потому что дураку становится понятно, что Слоан тоже может оказаться всего лишь пешкой в игре еще более высокой и крутой. Этот ход сложно как-то оценивать, он может быть как и изначальной задумкой режиссера, так и просто нелепо слепленным монтажом перед премьерой фильма. Во всяком случае одно ясно точно — фильм «Особо опасен» являет собой шикарную для русского кинематографа операторскую работу, достойную Голливуда, с вполне приличным сюжетом и достаточно прорисованными образами персонажей. Даже Константин Хабенский, роль которого в этом фильме очень эпизодична, сыграл настолько колоритно, что смотреть было приятно. И даже мне лично было интересно узнать такие подробности из жизни мышей)

Приятного просмотра)

Цитаты:Слоан[Sloan]: Сумасшествие — размениваться на мелочи, когда в твоих жилах течёт кровь настоящего ликвидатора. Сумасшествие — унижаться, терпеть, влачить жалкое существование, когда в тебе, как в клетке, заперт лев, и у тебя есть ключ.

 

Цитаты:Истребитель[The Exterminator]: Все думают, что крысы любят сыр. Но это полная хрень. На самом деле они обожают ореховое масло.

 

*Текст обзора является авторским. При копировании текста либо его фрагментов необходима ссылка на блог «Хроники Заката».

**При создании обзора использованы скриншоты лицензионной версии фильма «Особо опасен», адаптированной для России.

Самое время почитать что-то полезное, вам не кажется? Хотим вам представить совершенно уникальную газету о безопасности дорожного движения и его роли в нашей жизни. Отсюда вы можете узнать, что такое обеспечение безопасности дорожного движения и как достичь высокого уровня безопасности в повседневном движении по нашим с вами дорогам. Посетите этот интересный ресурс и узнайте больше об этом.


Комментарии:

Добавить комментарий