Десятый вектор небытия(обзор по фильму Господин Никто)/ кадры, цитаты, эссе*

Говорят, если замедлить дыхание — время тоже замедлится. Так говорят индусы.

Ошибка маркетологов

Вот в такой одежде я хожу обычно по осеннему Оренбургу

Этот фильм Жако Ван Дормаля был изначально обречен. Это ощущение обреченности присутствует во всем ходе картины, во время всей продолжительности экшена. И, не смотря на кажущимся «хэппи» энд, эта обреченность никуда не исчезает, оседая где-то глубоко внутри. Я если честно, даже не представляю, для кого снят этот фильм. С вопросом «зачем»? Надо разбираться именно тогда, когда разбираешься с вопросом «для кого»? Действительно, куда можно отнести этот псевдонаучный фильм с элементами раннего декаданса? Что за таргет-группа была предусмотрена серьезными продюсерами, которые не глядя отвалили сумасшедший бюджет по сомнительный проект? Ведь было понятно сразу, что он не окупится.

Чтобы понять этот фильм до конца, необходимо запомнить сразу же следующее — этот фильм не для большого экрана. Он не для жующих попкорн с пивом бельгийцев, которых сердобольный Жако решил научить думать. Это очень личное. Это фильм для домашней библиотеки, фильм для каждого. Его необходимо смотреть не отрываясь, смотреть наедине с самим собой. Он не для проносящихся по жизни в машинах с открытым верхом, он не для любителей радио «Шансон», и даже не для любителей старого советского кино. Это откровение не для всех. И именно поэтому этот фильм обречен. Проблема была в том, что его неправильно представили публике.

Наблюдать за наблюдающими

Сам сюжет фильма не очень сложен, вся проблема состоит в правильном его восприятии, а для этого — как я уже говорил необходимо соблюдать пункт первый, смотреть не отрываясь, не пропуская ни кадра. По словам самого режиссера Жако, он хотел показать богатство вариантов жизни каждого отдельного человека. Фундаментом его концепции стала теория, что любой человеческий поступок человека неизбежно вызывает за собой миллионы последствий, хочет того объект или нет. При этом постороннего наблюдателя не должны сбивать с толку красивые врезки с главным героем, где он ведет научную передачу, излагая интересные для общего кругозора факты. Проектор, бросающий луч света на ведущего в очках — не более чем еще один режиссерский ход, так же как и слова, что срываются с губ во время съемки передачи. Вся эта «теория большого схлопывания Вселенной», как ее обозвали американские аналитики, все эти рассуждения про секс как оружие в борьбе с вирусами, и все подобное — не более, чем просто хорошо прописанная ветвь реальности, в которую помещается наблюдатель вместе с тем, за кем он наблюдает. Он хотел бы понять, где он находится, как и главный герой. Куда его занесло на этот раз в руинах памяти и лабиринтах мозга, ищущего выход. Но увы..

Невнимательный зритель тут же клюнет на эту наживку, заглотнув псевдонаучные рассуждения о структуре вселенной и поразившись мимоходом тому, что он узнал что-то эдакое. Что и говорить — наблюдать за наблюдающими сплошное удовольствие. Это всегда было нелегко, и на определенном этапе все объекты этого процесса сливаются в одно целое, погружаясь все глубже в трясину импринтов главного героя. Вот он прыгает с вышки в одной вселенной, вот он тонет в машине в другой. Здесь он распыляет прах своей подруги над равнинами Марса, а здесь он гладит по волосам свою сводную сестру, понимая, что не может без нее жить. Обман ли это? Или чистейшая квантовая физика? Кто знает? Может вы сами попробуете разобраться?

Вот вы выходите из дома, на ходу хлопая себя по карманам, проверяя, не забыли ли чего дома. Выясняется, что забыли, и перед вспышкой в мозгу ваша вселенная расслаивается на миллионы вероятностей. В одной из них вы возвращаетесь за ключами, во второй просто махнете рукой, шагнув под падающий с неба топливный бак самолета весом несколько десятков килограмм. В третьей вас окликнет сосед и вы никогда не увидите автомобильную аварию, в которой гибнет ребенок, и ваш день оставляет впечатление хорошего. Мы каждый день совершаем что-то такое что творит нашу собственную вселенную. Здесь нет компонентов незначительных, не заслуживающих внимания или не внимания упаси бог недостойных. Порой мелочи в нашей жизни вершат правосудие жесточайшее, просто вставая на свое место. В фильме роль этой мелкой детали играет осенний лист, который есть во всех альтернативных мирах, и в каждом из них он является проявлением воли творца этого мира. Что касается творца, то с ним вам предстоит познакомиться в самом конце картины.

Run, rabbit, run

Я уже писал у себя в блоге несколько эссе, в которых рассматривал тему «жизнь как бег». Если рассматривать визуальный образ этого смысла, то это бегущий из последних сил человек. Бег на грани срыва, полного фиаско и депрессии, через силу и с надрывом, полный красоты в своей бесполезности и обреченности. Очень много режиссеров и композиторов, художников и поэтов пали жертвой этого образа. Он прослеживается во множестве романов и альбомов певцов, на тысячах картин этот смысл является одним из ключевых. Вот и в фильме «Господин Никто» фундаментальным моментом всей картины является сцена бега. Маленький мальчик, поставленный перед выбором, который его просто уничтожает своей фатальностью, вынужден бежать, зная, что это очередной вектор небытия, бег в никуда. Убегая от отца к матери, он теряет их обоих, потому что главное — разрыв между родителями уже произошел. Он вынужден бежать, как марионетка обстоятельств, но с таким же успехом можно бежать на месте. Зная, что мать уже не догнать, зная, что он бросает отца, мальчик бежит. И воспаленный мозг ищет выход, и не находит его. Все возникающие в этот момент миры и вселенные — плод его воображения и просчета ситуации, все эти вектора небытия, в которых он увязает, проживая тысячу жизней вместо одной в нескольких измерениях.. это ловушка сознания. Он не может не бежать. Но и бежать не может. Это самый трагичный и болезненный момент фильма, если его понять до конца, потому что в наших с вами жизнях есть много подобных ситуаций. Есть вещи, которые невозможно делать, и не делать невозможно.

 

Когда тебе девять лет, и жизнь только началась, родители являются прототипами богов, создавших мир. Но что делать, если они уходят, разрушая ментальную проекцию этого накопленного опыта? Для взрослых людей нет ничего особенного в том, чтобы найти себе нового партнера, хотя для них это тоже может быть достаточно сильным стрессом. Но как объяснить ребенку, что мама уходит? И с кем ему оставаться в этот момент? Смещение ролей приводит к тому, что ребенок выгоняет из своего сознания прежних богов — мать и отца. И остается сам в роли творца своего мира, выбирая для себя оптимальную реальность. Это высший момент истины, который происходит в самом конце фильма, когда мальчик вместо того, чтобы убегать от отца к матери, просто сворачивает в сторону, отвергая их обоих. Он сам теперь становится Архитектором, и миры, созданные им, гибнут. Он бог. Он создатель своего мира, умеющий видеть будущее, умеющий управлять прошлым, умеющий быть таким, какой он есть. И он не собирается больше терпеть боль. Он творит свой мир.

В этом настоящий смысл фильма. И если вы выполните мои рекомендации, купите себе лицензионный диск, потушите дома свет и наедине с собой внимательно посмотрите этот фильм — то он многое откроет вам. Если вы сможете понять. И десятый вектор небытия заиграет перед вами новыми красками.

*Внимание! Авторский контент. При копировании текста необходима ссылка на блог «Хроники Заката». Все права на фильм и на изображения, связанные с фильмом, принадлежат его создателям. 

Вот в такой одежде я хожу обычно по осеннему Оренбургу

Комментарии:

Добавить комментарий