[Капризное облако/ эссе, кадры, размышления*]

Высокое напряжение в воздухе

Как говорил один мой учитель, мифы переполняют наш мир повсюду. И к этому необходимо относиться, как к проявлению стихии. Вот, к примеру, много ли обычному русскому известно о такой загадочной мифологеме, как тайваньская культура? Я уже практически вижу, как в ваших сознаниях начинают мелькать стандартные архетипы: массаж, дешевая проституция, пластмассовые часы, шевелящаяся в тарелке и попискивающая на зубах еда, суровые желтолицые солдаты с древними винтовками в руках и касках, прячущие свое тело в джунглях. Что там еще? А по России, к слову сказать(особенно по Москве) до сих пор у нас бродят медведи. Они конечно же, в валенках, шапках-треухах и с балалайками все до единого. О чем это я? Ах да. Мифы. Так вот, Тайвань. Страна со страшной историей, далекая от России по всем линиям развития также, как Япония от Амстердама. В том смысле, что изучить Тайвань также прикольно, как например, сезонный сброс хитинового покрова у тараканов. Масса информации, логические цепочки совершенно непонятны и вообще — чужеродное все. Настолько чужеродное, что приходится делать над собой усилие, чтобы побороть отвращение.

Но иногда в обществе происходят вещи, которые помогают нам понять что-то, взглянуть на уже привычные нам предметы под новым углом. Это потрясающе тогда, когда речь идет о предметах принципиально нам непонятных. Вот когда, к примеру, появляется совместный французско-тайваньский проект в кинематографе. И уже можно посмотреть на уже старые мифы по-новому. Что будет, если скрестить ежа и змею? Правильно, три метра колючей проволоки. Берем Францию и Тайвань, и получаем мюзикл «Капризное облако».

ЛИЦА ЖЕЛТЫЕ НАД ГОРОДОМ КРУЖАТСЯ..

Восток всегда был делом тонким. Начиная от лаваша и кончая степенью наточенности самурайского меча, перерубающего влекомое сквозняком падающее на лезвие пёрышко. Но вот умы всегда были делом темным. Вот мы смотрим на экраны, пытаемся осознать — что же происходит в этой странных странах, в которых народу не продохнуть, в которых можно купить ведро качественных копий часов «Rolex» по десять долларов за штуку, в которых практически невозможно нигде и никогда остаться в одиночестве? Они захлебывались диктатурами и гражданскими войнами, все эти Японии, Тайвани и Кореи, все эти Китаи с дефицитом территории. Их границы за последние тысячу лет менялись так быстро, что нигде толком не найти совершенно точной карты, кто и к кому относится, где чья власть. Они веками привыкали к смерти, выводя ее в бытовую привычку, они придумали порох и камасутру, убивая людей миллионами. Что мы можем заметить в этом водовороте желтых одинаковых лиц с щелочками-глазами? Обратите внимание, кстати на эти глаза. Какое в них выражение? И не потому ли в этих глазах ничего не возможно прочесть, что до сих пор никто толком не смог обхитрить этих хитрожопых азиатов?

«Когда китайцы маленькими группками по пять-десять миллионов начнут перебегать нашу границу, русский солдат должен быть на страже», — говаривал один мой знакомый прапорщик. Он неплохо разбирался в предмете, несмотря на его низкую должность, и алкоголизм его совершенно не портил, придавая определенный харизматический оттенок его фразам. Так будет ли экспансия, хочется спросить наших пограничников. Погрязнем ли мы по самые уши в азиатских десантах, которые уже начали высаживаться на Берлинских фестивалях? Которые уже начинают заставлять задуматься над структурой наших ценностей? Вот в чем вопрос, господа.

ЦАРИЦА ПОЛЕЙ — КУКУРУЗА

Те из нас, кто вырос во времена Никиты Сергеевича Хрущева, помнят золотое времечко «кукурузной шизофрении». Детей сгоняли на праздники, и там они распевали во все горло песни про то, как полезно есть кукурузу, размахивали советскими флагами, выкрикивали стихи про этот бедный ни в чем не виноватый злак. Кукурузе посвящали пролетарские романы, повести и километры кинохроники. На них улыбающиеся пионеры Страны Советов белозубо грызли початки. А теперь посмотрите на наш с вами мюзикл «Капризное облако». Так ли уж нереальна эта арбузная жизнь? Фрукт он или овощ, это неважно. Самое забавное в том, что при определенных обстоятельствах нет никакой проблемы в том, чтобы арбуз превратился в фетиш, как это уже было в мировой истории не раз. Если в символ страны может превратиться цветок, животное или предмет.. почему бы не превратиться в овеянный людскими страстями объект несчастному арбузу, который довольно давно уже кормит человечество? Лично я не особо фанател по кукурузе, подсолнуху и пшенице, и вряд ли буду фанатеть по арбузному соку. Но чем черт не шутит, господа. А вдруг?

Альфред Бауер наверняка неплохо понимал то, что он хочет сказать, раскидывая по видео ряду совершенно прозрачные символы пролетарского кино. В мире масса примеров проявленной воли диктатуры в кинематографе. Особый стиль был у немецких фиьмов эпохи Адольфа Гитлера, особый стиль был у советских фильмов эпохи Сталина. Всем давно известны нашумевшие картины, получившие в свое время признание на уровне страны. Там обычно добрые трактористы в обнимку с сияющими доярками поют советские песни о радостной жизни. Вся разница с тайваньским шедевром при участии Сяо-кана в том, что в «Капризном облаке» присутствуют сцены откровенного порно, запрещенные в советское время.

НА ЧУЖОМ ПОЛЕ И АРБУЗЫ СЛАЩЕ

Извините за мой китайский, но я думаю, что есть что-то лицемерное в том, чтобы снимать фильмы строго ориентированные на определенный совершенно контингент и страну. Вот к примеру, при съемках «Капризного облака» было совершенно понятно, что его будут показывать не только в азиатских странах. Сам по себе ход — описать жизнь обычного парня из мегаполиса, который вдруг встречает свою судьбу — не очень оригинален. Но в фильме по сути и не важна составляющая сюжетных ходов. Не смотря на то, что сценарист фильма получил премию международного уровня, сценарий не самая важная часть фильма.

 Виртуальное пространство, в котором происходит все действо, само по себе настолько приближено к реальности, что не приходит и в голову воспринимать это все как художественный вымысел. Вот в стране диктатура, вот оптовые поставщики арбузов перекрыли кислород, и воспользовавшись засухой в стране проталкивают свой продукт в масштабах совершенно невероятных. Народ ждет дождя, а бизнесмены считают прибыль. Скажете, так не бывает? А вы спросите, сколько сделали денег торговцы летом 2010 года на продажах вентиляторов и кондиционеров в Москве, загибающейся от жары. Представьте на секунду, что вы в центре города, в своей квартире. Вы выходите на кухню — и из крана грустно мурлычет что-то железное, возможно — ветер. Вы включаете воду в ванной — и там та же картина. В фильме «Капризное облако» девушка чистит зубы, полоща рот из пластиковой бутылки с неприкосновенным запасом воды, сплевывая(ахтунг!) в сливной бачок унитаза(!) Угадайте с трех раз, зачем. Потом что потом эта уже использованная вода будет использована еще для кое-каких целей. Каков ход режиссера) Особый шик в умирающем от засухи Тайване — это порно-фильмы, в которых главные герои снимаются под струями душа. Душ в этот момент по факту за кадром — пластиковые бутылки с дырочками, которые держит над совокупляющимися помощник режиссера. На мой взгляд, это очень прозрачный символ. Вы возможно и не заметите, но по ходу просмотра всей картины над героями будут держать такую же бутылочку, из которой тонкими струйками будут литься образы и концепции, которые вы будете дорисовывать своим воображением.

Впрочем.. Само новаторство режиссера сомнений не оставляет. Вот вы много знаете тайваньских картин с мировым именем? Вот. Теперь знаете) Запомнили? «Капризное облако». Сделайте себе там пометочку в блокноте.

*Ахтунг! Совершенно неожиданно в этой записи обнаружен авторский контент. При копировании текста необходима ссылка на блог «Хроники Заката». Хроники Заката edition, best regards.

 

Высокое напряжение в воздухе