Раздумья над трупом волка/ эссе по песне БГ «Максим-лесник»*

Оренбург через стекло машины во время дождя

Чтобы осознать смысл песни, о которой я хочу написать, ее надо для начала послушать. После этого немного подумать. Если получится. Потому что изучая БГ, нельзя не поразиться той детской легкости переходов от ритмических в угоду рифме звуков до невероятно глубоких по своей сути символов. Впрочем, ни для кого не секрет, что БГ просто так не поет, а если поет, то что-то хочет этим сказать. Его имидж говорит сам за себя, хотя иногда кажется, что все это слишком уж напоказ.

Начнем с места действия. То есть — где происходят основные события песни. Наблюдатель надалекий и неумный сразу же вскинется и закричит: В лесу! В лесу происходит! Но мы не будем слушать этого нетерпеливого человека. Будем делать все математически. Итак, из первого куплета песни мы узнаем, что лирический герой БГ живет в некоем пространстве, где его поют молоком насильно, против желания. Молока много, больше, чем можно переварить, и при этом гг(главный герой) молит о стакане вина. То есть, он охотно бы поменял все свое молоко, которое уже устал пить, на небольшое количество хмельного. Желание очень понятное, потому что мальчик он уже большой, а когда ты большой, солидный и бородатый лидер рок-группы, тяжело пить одно молоко. Но мы видим здесь указание на один важный момент — возраст. То есть БГ определяет свой возраст как крайне юный. «Он вырастет быком», то есть он в принципе, признает целебные свойства кисло-молочной продукции и не против травиться им дальше. И с горьким выражением лица пить его, чтобы вырасти, стать мудрее, и тут — другая часть ключа, «пойду волком выти». Молоко на его губах уже обсохло, и обсохло в таких количествах, что страшно представить. Волком выти, и видимо на луну. И не от хорошей жизни, обремененным тяжелым знанием истины выживания. А волк этот, как мы знаем, смотрит постоянно куда, сколько его не корми? Правильно, в лес. Таким образом мы видим, что в первом куплете наш ГГ растет и набирается опыта, ведя жизнь не очень веселую, если постоянно хочется вина. Он ищет учителя, который наставит его на Путь. В песне этот таинственный гуру обозначен как Максим-лесник. Все о нем слышали, но найти его непросто, и ГГ просит кого-то, (видимо даже слушателя) поскорее познакомить его с этим продвинутым перцем, чтобы добраться до полей. Выбраться из лесов при помощи самого главного в этих районах(Максим кстати, в переводе с латыни — Величайший) — лесника. Самый главный в лесу не медведь и не волк, и даже не бык какой-то там с цепью на шее и на мерсе, а именно лесник. Что мы видим? С одной стороны, лирический герой БГ стремиться вырваться из лесов, вскормивших его, а с другой — и не хочет уходить из них, потому что тут его родина. Он стремится найти учителя, который выведет его на путь, путь прямой и светлый, и постоянно пьет молоко. Впрочем, про молоко мы уже поговорили.

Во втором куплете мы узнаем, что этот мистический лес, из которого рвется душой и телом ГГ, существует вокруг нас. Он называется — мир. В этом мире появляется франция, карточные игры и рэкет. Граната с вырванной чекой с одной стороны подчеркивает напряженность ожидания и фатальность исхода — с другой. С третьей стороны она усиливает образ криминальности леса, в котором так настойчиво поят молоком главного героя. Он пьет молоко, играет в карточные игры, в которых ему постоянно не везет, потому что все вокруг мухлюют совершенно безбожно. И тот самый магический Семен(уж не тот ли, что Мурку грохнул?) который опять всех перехитрил, выпив всю воду из крана и уехав во Францию на ПМЖ — не годится на роль гуру для героя песни. Он подменяет тузы на баккару, а правду ложью. И вот наш бык, оппившийся молока(или волк?) кидается дальше в своих поисках выхода из леса. Во втором куплете мы выяснили, что Франция — это лес, лес непролазный, из него тоже надо искать выход, и Максим-лесник во Франции тусуется нечасто.

В третьем куплете главного героя начинают одолевать размышления о судьбах демократии. Он горько сетует на то, что при демократии все равны, но по сути никого никак не зовут. А раньше вот, при монархии и тоталитаризме — было все понятнее и честнее, хоть и страшнее. То есть в лесу тропинок было больше, были просеки, да и лесника искать не приходилось. За этими размышлениями ГГ посещает видение. В лесу появляется белый мерседес, раздающий по три рубля. Видимо, это барин, который катается по лесу. Он проезжает мимо нашего быка(или волка), который неутомимо пьет молоко и все ищет выход из чащи. Мерс проезжает мимо, скрываясь в четвертом куплете.

В четвертом куплете появляется Эрато. Она — муза, и она похоже сама ошеломлена своим появлением в этой чаще. Ее задача — быть музой нашего ГГ. Она в растерянности то переводит взгляд на пьющего молоко ГГ, то на лес, в поисках тропинки. Она уже подумывает о бегстве, как и сам ГГ песни. В этом же куплете к ГГ приходит озарение, что времена не стоят на месте, и что времена открытых войн уже прошли. Теперь на очереди войны скрытые, имеющие в своей природе коварство и подлость. Это подло — думает ГГ, опять отпив молока вместо вина, — это подло. Но кого судить? Судить-то некого. И наш герой снова отправляется на поиски выхода из леса, в который его будет тянуть. Он убегает, махнув нам своим хвостом, и остается неразрешенным только один вопрос. Только один. А как же корова? Где эта корова, которой надо выдать медаль за воспитание и долгое кормление ГГ? Ведь она-то в песне осталась совершенно не освещена. На мой взгляд, это совершенно несправедливо.

Настроение сейчас — веселое

*Точка зрения читателя не имеет значения, потому что это эссе) Спорьте сколько угодно)


Комментарии:

Добавить комментарий