Стратегия пути в пустоте наполненности/ эссе по песне БГ «Волки и вороны»*

Концерт памяти Виктора Цоя, ремейки песен в исполнении оренбургских и не только музыкантов

Среди песен Гребенщикова есть те, которые он пишет для себя, есть и такие, которые он пишет для других. Но есть песни в его творчестве, в которых он ни к кому конкретно не обращается. Это с моей точки зрения искусство в высшей степени. Оно существует относительно объекта восприятия в случайной точке пространства, подобно граффити или выкрику сумасшедшего в центре толпы во время митинга. И в том и другом случае это случайный элемент проявления энтропии и классический образец искусства ради искусства.

 Я не буду затрагивать здесь мутную тему взаимотношений БГ и тибетских лам, буддистских гуру и прочих религиозных представителей политических организаций, которых кто-то по ошибке назвал духовными наставниками. Нас сейчас интересует всего одна песня в репертуаре БГ, «Волки и вороны». Главной сюжетной нитью всей этой композиции, которая к слову сказать оставляет свой след в душе, является путь. Оставим пока бедных буддистов с их дао в покое и попробуем определить цель этого пути. БГ указывает её как «до теплой звезды». Таким образом, мы видим, что у этого пути есть цель, пусть и далекая, возможно — недосягаемая в принципе, но есть. Более того, у этого пути и цель и ориентир являются одним целым. Звезда здесь не просто символ достижения конечности бытия, она еще и путь сам по себе, без особой на то причины. Это очень близко к высказыванию Иммануила Канта, которого, как известно восхищали более всего две вещи, звездное небо под ногами и нравственный закон внутри его самого. Путь в данном случае было бы опрометчиво отождествлять просто с жизнью, это скорее существование души в пространстве разума, которое мы наблюдаем в каждом куплете. Густой непролазный лес, в котором можно заблудиться или погибнуть, в котором нет ничего, что могло бы указать направление следования. БГ упоминает, что звезда где-то есть, но светит ли она? Ведь в его песне единственными проводниками являются волки и вороны, которые охотно помогают выбраться на настоящую тропу. Мотив у песни довольно узнаваемый, и узнаваемый он внутри каждого слушателя. Это обращение к целому пласту архетипов в каждом из нас. У нас есть воспоминания о белогвардейцах, о Владимире Высоцком, о Колчаке, о затопленных русских и индийских храмах древности. Мастерство БГ в данном случае выражено в том, что он выбирает вектор общий и бьющий прямо в сердце. Это и Колчак, поющий «Гори, гори моя звезда», это и медитирующий даос, поющий мантру. Это и отступающие войска после битвы во время зимы, несущие потери. Кругом лишь стервятники, хищные звери и надежды нет. Но где происходит все это? Не внутри ли нас самих каждую секунду?

Думается мне, что теплая звезда в данном случае символ более значимый, чем может показаться на первый взгляд. Это и наша вера, и наша нравственность, и наша любовь. Это всё то, что делает нас лучше, чище и добрее, гуманнее и справедливее. Может, это путь к богу? Но БГ говорит — нет. «Так и вышло бы каждому по делам его, если бы не свет этой чистой звезды» Выясняется, что это не бог. Во всяком случае не православный бог. Потому что это звезда справедливости выше, чем заповеди Моисея. Это звезда-заступница и цель гораздо более высшая, чем можно себе представить. Более того, герой песни прямо указывает, что в православном храме он места и приюта не нашел. Видимо, в своем пути он искал там укрытия и какого-то успокоения. Но «свечи все раскуплены», а под куполом «ни черта не видать». Как известно, под куполом храмов находятся обычно изображения Богородицы, ангелов и святых. Ну и Христа, конечно. Таким образом, можем ли мы сделать вывод, что это бог отвернулся от героя песни? Видимо так. И то, что на образах незнакомые изображения, и отсутствие покоя на душе, и метания героя, который к слову сказать сам говорит, что его собственный крест выменен на алкоголь.. вина ли это самого Бога? Нет. В песне есть подсказка, это свет лампад «сквозь воду», то есть намек на то, что либо герой находится под водой, либо сам храм. По всей видимости, это намек БГ на то, что настоящее знание, несущее действительное просвещение — утеряно в затонувших храмах. Это все очень похоже на легенды о Китеж-граде, и его населении, ушедшем под воду целиком и превратившемся в призраков. Это в целом продолжает эпический настрой самой песни и нисколько не сбивает с тональности, изначально заданной автором. Это песня не о России, это песня о Руси. О том глубинном и сокровенном внутри нас, что даёт силы продолжать жизнь не смотря ни на что. О духе и душе, о вере и безверии. Здесь мы видим и грусть о том, что церкви в наши дни уже не те, что были когда-то. Что настоящие ценности, когда-то бывшие у нашего и народа, и отдельных людей — теперь уже тоже не те. Если верить старой поговорке, что у России только две крупных проблемы — дураки и дороги.. то здесь мы видим картину в целом обратную. Мы видим дурака, пропившего свой крест и бредущего в поисках звезды, которая вполне возможно, вообще уже упала. Может быть это Вифлиемская звезда? Может быть этот дурачок, бредущий в ночи среди волков и ворон — это один из волхвов? Кто его знает. Возможно. У БГ в песне возможно все, что угодно. Возможно, что тот кто ищет звезду, в конечном счете не замечает момента, как превращается в обитателя леса — волка или ворону. А эти зверюшки прекрасно знают дорогу до звезды, они и сами до нее когда-то ходили, но она им теперь просто НЕ НУЖНА.

*Точка зрения меня может не совпадать с вашей. Текст следует считать авторской интерпритацией композиции БГ.

 

 

Настроение сейчас — ночное


Комментарии:

Добавить комментарий