заставка на рабочий стол, фотографии природы, фото дикой лошади, на рабочий стол Windows

Поиск Выхода и Истинного Пути, эссе по фильму «Мертвец» Джармуша*

Тезис №1: Когда я умер, я был слишком занят, чтобы это заметить.

Авторское фото неба над Оренбургом

.. для того, что понять такую невероятно потрясающую картину, каковой без сомнения, является «Мертвец», надо посмотреть фильм несколько раз ничего совершенно не обобщая. Вот так, без анализа и выводов, просто посмотреть. До конца — и снова еще раз, сразу же. Я уже писал обзор по этому фильму и все равно каждый раз как первый. Просто на самом деле самый главный смысл в картине — эзотерический. Но я хочу остановиться подробнее на главной смысловой ноте картины.

В основе этого смыслового коктейля лежит звук, из которого появляются все на свете миры. Кто-то может сказать, что нифига подобного, что фильм просто сборная соляночка, немного из классической школы поэзии, немного источников жанра вестерна, чуть истории индейцев, не углубляясь.. вот вам и очередной шедеврец. Меня лично беспокоит во всей картинке, что остается после просмотра, только один момент. Где, в каком месте окажется главный герой после того, как волны моря поглотят его каноэ? После того как пуля в его сердце все таки войдет чуть глубже и его дыхание остановится.. Он снова окажется в поезде? Есть здесь фанаты Джармуша? Вот гг (главный герой) оказывается в поезде и кочегар (очень странный кочегар, вы не находите?) устраивает допрос гг, произнося в первую очередь фразу: «Не напоминает ли тебе этот пейзаж за окном то, что ты уже видел? Небо над головой и лодку, а вокруг твоей головы — вода?» То есть идиотику намекают, что он едет уже не первый и не второй раз, грубо говоря. И что память с каждым циклом стирается.


 (699x373, 83Kb)

Тезис №2: Перед падением в ад пристегните ремни, не курите и откажитесь от всего, что вам на самом деле не нужно.

В течение всего фильма главному герою разными способами дают понять, что он умер, что его не должно быть нигде, и где бы он ни оказался, он будет мешать и занимать чье-то место. Прочитайте еще раз это словосочетание и запомните его. ЗАНИМАТЬ ЧЬЕ-ТО МЕСТО. Потому что с того самого момента, как герой сходит с поезда, он постоянно лезет туда, где его уже никто не ждет. Он никому не нужен, его отвергает совершенно все вокруг, его просто нет для окружающей его действительности. Он пытается занять место бухгалтера на металлургическом комбинате (как его сейчас бы назвали) но оно уже занято. После этого он занимает место в кровати местной путаны, которое уже занято сыном Диккенса. Они умирают оба, и несчастная шлюха, любившая бумажные цветы и сам мажор, сынуля местного землевладельца, но почему? Почему все вокруг него (хотя это у него пуля в сердце) умирают, а он не смотря ни на что, продолжает путь? Не потому ли, что он уже давно мертв, и стрелять в него бесполезно? Гибнут по очереди все, с кем он так или иначе соприкоснулся. Сгорбившись в седле, с пулей в сердце, теряющий кровь и ждущий своей гибели, переживающий мистические приключения, герой идет не зная сам куда. Потому что весь его путь с точки зрения эзотерики — это полный и окончательный отказ от всего, что его здесь еще может держать. Сначала это родители, которые умерли в начале фильма, про них в разговоре упоминается в беседе с кочегаром. Это невеста, которая ушла к другому. Герой теряет еще одну подругу, потому что он не мог ее не потерять, потому что ему дальше по этому пути. Его прогоняют с иллюзии работы, эту бездомную мятущуюся душу, и он бредет по лесу, среди индейских духов, и ОНИ ЕГО НЕ ТРОГАЮТ. Не потому ли что он один из них? Не потому ли что его невозможно убить? За человеком охотится вся полиция округа, подняты на ноги все охотники и сталкеры, все бродяги и преступники, соблазненные наградой, выходят из лагерей в надежде на его голову. Но он шутя, выглядя при этом как умственно отсталый мамин сынок делает их всех по очереди, получает славу то ли демона, то ли хладнокровного убийцы, то ли друга индейцев, защищенного духами.

Тезис №3: Добравшись до места, воспользуйтесь услугами гида, вас нужно доставить до кладбища.

Обратите внимание на то, что когда умирают «первые ласточки» в картине — сын Диккенса и его проститутка, наш главный герой получает проводника. Проводника, которого зовут Никто. Я если честно, со смехом смотрел тот монолог, в котором Экзебиче минут пять ругается на одном из индейском диалектов, выковыривая пулю из сердца гг. Смешно мне было от того, что индеец, сам того не зная, стал существом сакральным, несмотря на его комичность. Он стал Проводником буйного духа с большой буквы, потому что вся его жизненная задача состояла в том, чтобы объяснить Уильяму Блейку, что он действительно умер. Что у него пуля в сердце, и что ему пора домой, туда, откуда начинаются все реки в мире живых. Этот тезис подтверждается тем, что индеец гибнет ровно в тот самый момент, когда выполняет все вышеперечисленное, потому что ОН БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН. Теперь вернемся к нашим баранам, то есть к Джонни Деппу, который заебал всех вокруг тем, что занимал постоянно чужие места.

Тезис №4: Тот, кто ощущает себя вправе, тот и прав, пока жив.

Первое место, занятое главным героем — это место в поезде. Бог весть, почему он едет и куда, при том что он уже мертв. Как выглядит мир для души, не имеющей плоти? Какие причуды выкидывает наш мозг порой, подбирая для образов порой незнакомых знакомые черты? Анубис может стать кочегаром, воины с оружием у ночных костров Валгаллы могут показаться просто соседями по купе в поезде. А почему ты не вооружен, когда все вокруг тебя увешаны оружием? Да потому что ЗДЕСЬ ТЕБЕ НЕ МЕСТО. И наш гг сходит на последней станции, в самой глухомани, там, где ничего еще не решено. Душа не прошла тест, и не была допущена ни в один из вариантов бытия. Она до сих пор слишком привязана к миру.

Второе место, занятое метающимся Джонни Деппом — это место в кровати проститутки, об этом я уже писал. Как и любой маменькин сынок, он удирает, оставив на кровати свою мертвую подругу с ее бумажными цветами. Он уже навлек массу бед на весь городок, в котором едва ли провел ночь. После этого он занимает место угадайте кого?

Получив проводника, Депп немного подумав, удивляется чокнутому индейцу. Он все еще привязан к здесь и сейчас. Он «еще не мертв». Он не хочет умирать, и об этом кричит каждая клеточка его тела. Но он превращается в источник смерти и боли, источник проблем и центр грандиозных, разворачивающихся вокруг него событий. И не потому ли, что он так цепляется за эту иллюзию своей жизни? Далее главный герой по очереди занимает места то своего проводника (ломая и ему жизнь между делом) и преследующего его по следам убийцы. Он становится убийцей сам, совершенно с детской непосредственностью отбирая жизнь у других, оставляя крупицы иллюзий себе. Ему уже не нужны очки, ему не нужен этот табак, который в фильме везде, где можно, ему не нужен Диккенс и его родители. Ему не нужна работа и женщина. Но что тогда ему нужно? Этот эпизод ключевой.

Тезис №5: Когда я умер, не было никого, кто бы это заметил, даже меня самого.

Очень мало кто понимает до конца фрагмент фильма, в котором Депп находит застреленного олененка. У него точно такая же рана, что и у гг. Пуля легла точно в сердце, и олененок скорее всего был в этот момент в прыжке. Ключ к этому эпизоду в следующем — НЕОЖИДАННО И НЕЛЕПО ПРЕРВАВШАЯСЯ ЖИЗНЬ, НЕ УСПЕВШАЯ РАЗВИТЬСЯ. Именно это и держит нашего гг здесь, при том что уже нет ничего вроде бы с виду для того, что бы его держало здесь. Режиссер был действительно гений, потому что это смерть ребенка. Смерть того, кто никогда не получит ничего из того что когда-то хотел. Семью, работу, друзей, ничего. Он уже мертв. И ничего у него никогда не выйдет в обычной жизни. Потому что он лежит без очков, без которых когда-то не мог ступить и шагу, на нем чужая грязная шуба, на него охотятся все, у него за поясом револьвер, он перепробовал все мыслимые роли, в которых нет для него места, он скоро умрет.

Тезис №6: Я был слишком занят, чтобы заметить, что мы здесь не впервые. Это что, кладбище?

Пуля в сердце с точки зрения эзотерики скорее символ близкой развязки экшена, нежели физический кусок металла. Все кажущееся отвращение главного героя к окружающей его действительности не более чем обычное восприятие ребенка. Ребенка, который не понимает, что он уже находится не в мире живых. В его угасающем сознании он все еще едет в поезде, его все еще ждут блестящие перспективы, хорошая работа, новые знакомые и события. Но все, что у него есть на самом деле — бесконечный цикл повторений, он сходит с поезда, он умирает, его загоняют как собаку, он плывет в каноэ и видит над собой низкое серое небо с тяжелыми тучами и лучом заката. Для него нет места ни тут, ни там, нигде. В этом самая страшная тайна фильма. После того, как герой закроет глаза в лодке — он откроет их снова в поезде, куда его выбросит излишняя привязанность к жизни и ее нелепой концовке.

Воистину, нет ничего страшнее мятущейся души, которая не в силах осознать того, что все кончилось.

P.S. Последний кадр, в котором Экзебиче и наемник стреляют друг в друга — означает, что проводник больше не нужен, он выполнил свою роль. А убийца, который гибнет, подтверждает тезис о том, что невозможно убить то, что итак мертво. Депп просто занимал место этого каннибала, когда крошил всех направо и налево то из револьвера, то из винчестера.

P.P.S. В эссе использованы кадры из фильма «Мертвец». 

Фонтан в Оренбурге летом, авторское фото

Комментарии:

Добавить комментарий