Никита Рязанский от БГ*/ эссе

Мой портрет, студийная съемка

Это размышления по теме песни Бориса Гребенщикова «Никита Рязанский», которая лично для меня всегда была лучшей из молитв, которая когда либо была положена на музыку. Сопелки в две дырки, которые не любят думать над текстами и музыкой, могут мне возразить, что БГ — это уже не модно, более того, БГ как бы давно уже мёртв, как и его «рок-н-ролл», о котором он так прочувствованно пел. Но я считаю иначе. Для начала надо определиться о чём именно идёт речь — о человеке Гребенщикове или образе духовного наставника БГ. Если говорить о человеке Гребенщикове — то да. Он безусловно мёртв, как и одноименный рок-н-ролл. Но у образа БГ есть не просто право на жизнь, он имеет право на нечто большее, чем жизнь, потому что добрая половина его песен, огибая смысловые центры фанатов, неумолимо разъедает душу серной кислотой изнутри, потом поражая инсайтами и флешбеками. Результат — человек притопывает под мелодию, она ему нравится, но спроси его: «А оччом пойут?» Он ответит: «Атебелинепофик, прикольно пойут». И все на этом. Есть что послушать(лютня, флейта, гусли, гитара) — раздражение слухового нерва. Есть на что посмотреть — борода, брови, лысина, длинные волосы, серьга в ухе(нужное подчеркнуть). Сие суть раздражение зрительного нерва. Человек, поднимая с полу выпавший глаз, вставляет его обратно, но ни черта не понимает в происходящем. О чём песня-то?

Возьмём, к примеру, песню “Никита Рязанский”. У неё есть ряд отличительных черт, которые сразу же бросятся в глаза даже недавнему фанату БГ. Она выделяется среди прочих своей интенсивной интонацией и энергией. Это не просто лирика, это манифест. Посмотрите, как у БГ напряжено лицо во время исполнения этой мелодии. Обратите внимание на выражение глаз. Вы думаете, он поёт? О, как же вы недалёки. БГ читает мантру. Эта мантра также далека от вашего осознания, как его физическое тело далеко от его кармических поступков этого бытия. Никита Рязанский, который никогда не существовал – это человек Созидающий, как я его назову, бренный и грешный, простой, как валенок, как русское имя простого рязанского мужика. О чем может думать обычный человек, который ищет утешения у бога? И что такое для него бог? Как он его представляет? О чем он просит его? Я вижу в этой игре смыслов снова затонувший Китеж-град, с его гирляндой затухающих славянизмов а-ля князь Игорь с дружиною. Из этой песни прёт славянская Русь с её доминами, построенными без единого гвоздя, с её насильным христианством, ушедшим под воду наглухо. Вы танцуете под веселенькую мелодию? Увы, это звуки из-под воды. Вы можете молиться кому угодно, если хотите, но Никита Рязанский не будет этого делать. Он уже исчез с последними аккордами песни.

Ведь сама песня по сути своей молитва. Математик бы понял. Берешь набор символов – меняешь на другой, расшифровывая, получаешь священное писание. А Ноев это ковчег христианства или мантра тибетского ламы – так ли это важно? Когда человека припечёт – он начинает молиться. И с перепугу обязательно поймёт и кому он молится, и как надо, и почему. Так кто же он, этот Никита Рязанский? Мужик-бурлак? Или японский князь, вышедший помедитировать на сад камней у себя во дворце? А может, это старовер, затухающий у себя в таёжной землянке при свете свечи? Конечно, это все они. Ну и плюс сам БГ, который все это походя за пару минут создал у вас в сознании.

Обожаю эту песню.

P.S. В этом тексте есть смысл, которого вы не смогли осознать. Свыкнитесь с этим, глубоко вдохните. После этого всё пройдёт. И БГ, и мне на ваше понимание все равно. И он, и я – просто прёмся от удовольствия, когда звуки, слова и смыслы совпадают в нужной последовательности.

Послушать:

 

 

Настроение сейчас — очень весёлое