Про Святки в России

На Руси всегда любили праздники. Здесь всегда отмечали важнейшие события народного и церковного календарей. Начало ли это посевной, завершение ли это полевых работ, встреча ли зимы. Праздники были всегда неотъемлемой частью народной культуры. Традиции их проведения бережно сохранялись много лет. Народ в России умея трудиться, немало времени уделял и веселью. Один из наиболее почитаемых праздников зимы – Святки.

О том, как их отмечали на Руси можно до сих пор узнать во многих русских деревнях. Например, в деревне Шуваловка. Шуваловка сегодня это своеобразный музей русской культуры. И одна из немногих действительно туристических деревень. Здесь вы не найдете местных жителей. Но праздники при этом проводятся с соблюдением всех подробностей и деталей наследия народа. Так, как их проводили на Руси сотни лет назад. Сама атмосфера этого места будто бы помогает ощутить себя в прошлом. В каком-нибудь далеком русском селении. С теплыми и крепкими домами, срубленными из дерева на века. С состоявшимся укладом жизни, спокойным и размеренным.

Культурно-досуговый комплекс “Русская деревня Шуваловка” разместился в пригороде Санкт-Петербурга. На участке шоссе между Стрельней и Петергофом. Эти земли, расположенные неподалеку от берегов Финского залива, были отданы в пользование еще в 1714 году по указу императора Петра Первого. Здесь тогда находилась небольшая деревня под названием Каркули. Позднее тут возникло имение, хозяином которого являлся граф Иван Шувалов. Куратор московского университета, президент Академии Художеств, фаворит императрицы Елизаветы Петровны.

В наши дни эта деревня была воссоздана по архивным данным и названа Шуваловкой. Все постройки здесь были выполнены в традициях русского деревянного зодчества XVIII-XIXвеков. От гостей здесь всегда нет отбоя, и в выходные дни, и даже в будни. Здесь хорошо отдыхать, погружаясь в атмосферу русской деревни. Можно узнать и то, как проходили праздники в старину, в том числе и Святки.

Что из себя представляет этот древний праздник? Святки характеризуют переход от старого года к Новому. Христианские традиции здесь тесно переплетаются с обычаями из языческих обрядов. Даже название праздника могло произойти от старославянского “свяатки” – души предков. В то время народные праздники определялись знаменательными датами солнечного календаря. Эти дни обычно были вехами смен времен года. Силы природы одушевлялись, соответственно и праздничные дни все отмечали радостными обрядами.

Далее позднее Святки стали временем, связанным с Рождеством и милосердием Господа. Того, что послал на землю Иисуса Христа. По народному календарю Святки начинаются от Рождества Христова 7 января. И продолжаются до самого Крещения, 19 января. Эти две недели были очень насыщены святочными гуляниями, угощениями и танцами, песнями. Катались на лошадях, готовили в каждом доме вкусные угощения и подарки.

Нет на Руси больше такого праздника, который бы сопровождался настолько богатым выбором обычаев, как во время Святок. Один из таких магических обрядов назывался “посевание”. Посевать могли деревенские мальчишки или пастухи. Они приносили с собой зерно в варежках или специальных мешочках. Делая размашистые движения руками, они бросали зерно и приговаривали: Сею, вею, посеваю. С Новым годом поздравляю! Имелся ввиду здесь именно новый урожайный год. Такое пожелание включало в себя пожелание детей, богатого урожая и достатка в доме. Такие мешочки расшивали бисером и специальной вышивкой. После обряда посевателя хозяйка дома должна была одарить подарком или вкусностями.

В праздничный период на улицах нередко слышны были колядки. Это святочные народные песни, один из рождественских обрядов, который совершался в рождественский сочельник. Рано утром на Рождество, или накануне Крещения. То есть в момент, который считался неким рубежом. Переходом от старого времени к новому. Участниками обряда колядования являлись группы от двух до десяти человек. Иногда больше. Так в некоторых местах Вологодской губернии можно было повстречать одновременно до ста участников колядования. Они пели поздравительные песни и нередко переодевались в различных персонажей. В числе которых обязательно были коза и медведь. После выступления колядовщики требовали угощения. И в ответ исполняли песню, в которой желали домочадцам хорошего урожая и благополучия в Новом году. Так группа переходила от избы к избе. Важно было никого не забыть и обойти каждый дом: Коляды, коляды, отворяй вороты! 

Колядовщиков ожидали с радостным нетерпением. Хозяевам достаточно было услышать песни-колядки у своего порога. Это означало, что пора выносить угощения и принимать поздравления. При этом порой колядовщики также проводили праздничный обряд христославления. Исполнителями обряда могли быть дети, парни и девушки. Христославщики собирались по 5-6 человек, а иногда до пятнадцати. Главным атрибутом шествия при этом была рождественская звезда, символизирующая Вифлеемскую звезду. Ту звезду, что освещала место рождения Иисуса Христа, и привела волхвов к месту его рождения. Структура обряда была проста. Пение, христославление и поздравления с праздником, после чего следовали ответные благодарения со стороны хозяев.

Что обязательным было во время Святок? Обязательно готовили угощение на стол. При этом угощение было символичным, к еде не относились как к обычному насыщению. Традиционная кутья, угощение для колядовщиков – пироги и пряники. Кутья при этом готовилась из цельных зерен пшена, ячменя или пшеницы. Обязательно добавляли туда ягоды. Клюкву, бруснику. Те, что росли в лесу. В кутью добавляли и мед, как символ пчелы, помощницы Бога. Пряники делали необычные, они называются козули. От слова “коза”, они делались в форме фигурки козы, кормилицы дома. На Вологде такие пряники назывались “коровушки”, их делают в виде коровок.

Корни большинства святочных обрядов восходят к глубокой древности. Имея при этом ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную форму праздника сильное влияние оказало христианство. В период Святок в избах устраивались настоящие спектакли. Это действие называлось “вертеп”, переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Вертепы бывали большие, двух и даже трёхъярусные. Сами спектакли пользовались большой популярностью на улицах и площадях. Но чаще все собирались в избах посмотреть, как загорается звезда Вифлеема и пастухи приходят поклониться младенцу. Кукол для вертепа делали из дерева или глины. Персонажами вертепа были ангелы, возвещающими рождение Иисуса Христа. Пастухи, несущие дары, и волхвы славящие Рождество Христово.

В избе, где собирался вертеп и устраивались игрища, к вечеру собиралось все больше молодежи. Девушки надевали самые лучшие наряды, от которых просто невозможно было оторвать взгляд. Критерий красоты при этом был не самым главным. Костюм или наряд прежде всего должен был защитить человека. Все в одежде было не случайно, и все знаково. Вышивка делалась в тех местах, где заканчивался край одежды для того, чтобы нечистая сила не могла подобраться к человеку. На месте шва при этом обязательно должен был присутствовать оберег. На одежду наносились специальные знаки, рассказывающие о хозяйке или хозяине. Начиная от того, какому роду он принадлежит, и заканчивая его статусом, родом занятий. Девочек всему этому обучали более мудрые и опытные женщины. Замужние женщины убирали волосы под головной убор или одевали понёву(в Южно-русских губерниях) – специальную юбку. Молодая девушка украшала свои косы, которые были главным достоинством. Украшения для кос – ленты разных ярких цветов и косники.

Святки это время волшебства. По традиции именно в эти дни девушки гадали. Они хотели узнать свою судьбу, имя суженого и каким будет предстоящий год. Они уединялись в комнате, распускали волосы, снимали все обереги и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания. Это гадания по воску свечи, по травам и цветам, а также по звукам. Самым верным считалось гадание с зеркалом. Именно оно по поверьям считалось границей, разделяющей мир реальный и мир духов. И даже в наши дни на святочной неделе девушки иногда с замиранием сердца произносят слова: “Суженый мой, ряженый. Приди ко мне наряженный!”

Особым гаданием было гадание, которое называлось “илию”. Для этого надо было собрать кольца всех участниц группового гадания и положить в одну миску. В гадание мог принимать участие кто угодно, кроме детей. Бывало, что человек даже не приходил на посиделки, а за него кто-то клал в миску украшение или запонку. Миска накрывалась платком, и в это время начинали петь песню.

Идет кузнец из кузнецы

Илию несет кузнец

Золотой венец илию

Да кому же эта песенка достанётся

Илию

После этого через платок вынималось случайное кольцо из миски. В зависимости от того, на что пелась песня – богатство, достаток, рождение ребенка.

Наиболее смелые девушки отправлялись на улицу, за порог. Или даже за ворота. Башмачок бросать, судьбу свою выведывать. Суть гадания проста. Брали любую обувь. Чаще всего это был валенок. Кидали его через левое плечо. Потом шли смотреть, куда упал валенок. По тому, куда смотрит носок обуви, судили, с какой стороны придут свататься.

На Святки никак не обойтись без ряженых. В народе они воспринимались как воплощение самой нечистой силы. Громкие, разряженные, в масках. Хотя и жутковато, но при этом очень весело. Ряженые основной элементы увеселения на Святках. Это группа людей, одетых в вывернутые наизнанку тулупы, в рваную одежду. Стучались в окна, безобразничали, разбирали поленницы, разливали воду. В обычной жизни такое поведение могло бы быть причиной строгого наказания и скандала. Но на Святки ряженым это прощалось.

Существовал на Руси еще один удивительный обряд, который проводили именно в период Святок. Он назывался “кликанье мороза”. И речь здесь не про бородатого старца, который приносит подарки под утро первого января. Святочная традиция кликанья мороза имеет куда более глубокие корни. Когда-то на Руси мороза кликали кутьей, блином и овсяным киселем: “Мороз, мороз прими угощенье. Ты не ешь мой овес, пшеницу да рожь”. Через окно зазывали, выходили на порог и во двор. Чтобы просьба долетела наверняка: “Мороз, мороз! Ходи кутью есть! Зимой приходи, летом не ходи!” Обязательным элементом приговора считалось приглашение прийти сейчас.

Святки нередко отмечались в тот период, когда на улице стояли трескучие морозы. Но какими бы ни были эти дни, все знали, что праздник. Что начинается новый солнечный год. День становился длиннее, а ночи становились короче. Такой праздник всегда считался общенародным, любые сословные границы здесь исчезали. И веселиться люди старались так, чтобы потом эту радость ощущать целый год.

У каждого народа есть свои традиции, которые воплощаются в культуре, обрядах, фольклоре. Обычаи эти необходимо сохранять, чтобы не потерять связь времен и поколений. Переместиться в прошлое русских и восточно-славянских традиций можно в некоторых деревнях России. Например, в деревне Шуваловка. Здесь всегда можно своими глазами посмотреть, как на Руси отмечают самые разнообразные праздники. Например, Святки.


Комментарии:

Добавить комментарий